Последние 25 отчетов

11.04.2024
Москва

ДМИТРИЙ ЧЕТВЕРГОВ

04.04.2024
Москва

ВОЛЯ И РАЗУМ

31.03.2024
Москва

ГРАН-КУРАЖЪ

29.03.2024
Казань

АРИЯ

29.03.2024
Москва

СКОЛОТ

22.03.2024
Санкт- Петербург

ГРАН-КУРАЖЪ

17.03.2024
Москва

АРИЯ

03.03.2024
Рязань

АРИЯ

02.03.2024
Москва

MAVR BAND

22.02.2024
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ КОФЕ

03.02.2024
Москва

ГРОБОВАЯ ДОСКА

26.01.2024
Санкт- Петербург

Hanging Act II (INFILTRATION, BUICIDE и др.)

02.01.2024
Санкт- Петербург

ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ

25.12.2023
Москва

ИГОРЬ КУПРИЯНОВ

22.12.2023
Москва

ARCHONTES

17.12.2023
Санкт- Петербург

ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК

08.12.2023
Москва

МАСТЕР

03.12.2023
Санкт- Петербург

СНЫ САЛАМАНДРЫ

02.12.2023
Санкт- Петербург

АРИЯ

Rockfesztival Budapest. Day 2 (KARTHAGO, KALAPACS и др.)

Архив отчетов
Дата
09.09.2017
Город
Будапешт (Венгрия)
Клуб
Kincsem Park
Организатор

Поскольку второй день "Rockfesztival Budapest" приходился на субботу, организаторы решили начать программу пораньше - аж в 15.30. Однако имена первых выступающих ничего нам не говорили, и мы решили потратить утро и день на прогулки по любимому городу. Кстати, никакой рекламы мероприятия мы на улицах не обнаружили, хотя вообще-то афиши рок-концертов, особенно масштабных, попадаются в Будапеште на каждом шагу. Интересно, сколько народу смог бы собрать фестиваль, если бы его организаторы озаботились рекламой по-серьезному.

До Кинчем-Парка мы в итоге добрались лишь около пяти часов, когда на главной сцене ("Rock Nagysator") выступал квартет Ozone Mama. Это единственные артисты за весь фестиваль, которые нас практически никак не тронули. Молодой коллектив, собравшийся в 2012 году, играет модную сейчас смесь хард-рока с гранжем, чем-то смахивающую на Alter Bridge, но без особо ярких моментов, отчего минут через 20 их преимущественно среднетемповый материал начинает утомлять. Публика также не валила на их выступление толпами – под шатром можно было насчитать от силы сотню человек.

Куда интереснее были вышедшие следом на малую сцену панки Romeo Verzik. Это трио не такое древнее, как игравшие здесь накануне Aurora, но тоже может похвастаться более чем 20-летней историей и полудюжиной студийных альбомов. А по музыке оно ближе к панку второй волны - то есть, Bad Religion, Green Day и иже с ними. Опять-таки, знакомиться с творчеством коллектива мне пришлось на ходу, но оно зацепило меня как-то сразу - и хиты у "Ромео" имеются, и энергетика уровнем повыше. Я бы с удовольствием прикупил себе пару их дисков, но они, увы, никакого мерча не продавали - в отличие от Aurora, выставивших накануне чуть ли не всю свою немаленькую дискографию.

Бойкая торговля тем временем разворачивалась у главной сцены, на которую вот-вот должны были выйти P. Mobil – хард-рокеры с колоссальной историей, уходящей корнями еще в 70-х, и массой чрезвычайно почитаемых в Венгрии хитов. Однако самая уникальная особенность коллектива заключается в том, что его лидером является не гитарист и даже не барабанщик, а автор текстов и менеджер. Именно этот усатый и седовласый дядечка (а зовут его Лорант Шустер) появился на сцене первым, чтобы поприветствовать публику (которую P. Mobil привлекли в изрядном количестве – практически столько же, сколько накануне Piramis). Он же затянул вместе со зрителями классическое интро – произносимое нараспев «Мо-о-о-бил». В дальнейшем, правда, его функции ограничивались бэк-вокалом и хлопаньем в огромные «ладоши», но определенный колорит его присутствие на сцене группе безусловно придает.

За десятки лет существования с P. Mobil сотрудничала масса музыкантов, в том числе барабанщик Габор Немет, которого мы могли видеть накануне в составе Skorpio, и именитый блюзмен Дьюла «Билл» Деак, которого нам еще предстояло увидеть ближе к ночи. Более того, выходцы из «Мобила» основали два «производных» коллектива – P. Box и Mobilmania, частично заимствовавшие у группы название и репертуар. В нынешнем составе P.Mobil остался лишь один играющий ветеран – гитарист Вилмош Шарвари, хранящий ей верность с 1980 года. Остальные места занимают молодые ребята, которые, впрочем, не только хорошо справляются с воспроизведением классики группы, но и пишут для нее новый материал – последний (и вполне удачный) альбом P. Mobil “Csoda Tortent!” вышел буквально несколько месяцев назад. Особенно отметить хочется фронтмена Ласло Бараньи, который напоминает похудевшего и менее рослого Йорна Ланде. Участи Ласло, по идее, не позавидуешь – на момент его прихода в группу (2009 год) на его счету не значилось никаких серьезных достижений, а до него место фронтмена P.Mobil занимали такие мощные и влиятельные фигуры, как Дьюла Викидал (исполнитель ролей во многих популярных рок-операх) и Джо Рудан (экс-вокалист первопроходцев венгерского хэви-метала Pokolgep – это название также встретится в нашем отчете ниже). Однако Бараньи оказался обладателем прекрасного голоса, и классика «Мобиля», равно как и актуальный материал, звучит в его исполнении просто превосходно.

P.Mobil начали с ударного блока хитов первой половины 80-х, моментально раскачавших толпу, однако их программа вовсе не ограничилась проверенными боевиками. Новый альбом “Csoda Tortent!” оказался представлен в сете сразу четырьмя номерами, не обойден вниманием остался и предыдущий диск 2014 года. Однако самый большой ажиотаж ожидаемо вызывала классика – “Oh Yeah”, “Mobilizmo”, “Miskolc” и т.д.. Очень трогательный момент случился во время исполнения баллады “Ha újra kezdeném” – место за ударными занял Иштван Маречки, игравший в группе в 1978-1983 годах, а потом возвращавшийся в 1994-м. Иштван, выглядящий как совсем древний старик, даже за барабаны садился с посторонней помощью (его поддерживала под руку девушка-фотограф), однако свою партию он отстучал без единой запинки.

Блистательно отыгранный и внушительный по продолжительности сет P. Mobil стал для меня вторым главным открытием фестиваля – до этого первой ассоциацией с этим названием была у меня обложка альбома 1983 года “Heavy Medal”. Удивительно, но в советские времена группа особой известностью в России не отличалась, и даже пластинки ее «отпрысков» P. Box ходили по рукам активнее. Хотя на родине издавались P. Mobil исправно – пусть глава лейбла Hungaroton Петер Эрдеш и записал их в «паршивые овцы» рока вместе с Beatrice, группа нашла приют на лейбле Start, принадлежащем музыкантам Omega. Так или иначе, если вам интересен венгерский подвид классического хард-рока с мощным «Хаммондом» и сильным хриплым вокалом, ознакомиться с дискографией P. Box следует обязательно.

На малую сцену тем временем вышел Дьюла «Билл» Деак, настоящая икона местной блюзовой сцены, чуть ли не на официальном уровне именуемый «королем венгерского блюза». Карьера Дьюлы началась в конце 70-х в составе группы Hobo Blues Band, еще одних «паршивых овец» по мнению Петера Эрдеша. Однако написать более подробно о его биографии я не смогу – материалов о Билле нет в Интернете даже на английском, не говоря уж о нашем с вами родном языке. Могу сказать лишь, что принимали его действительно как короля – на моих глазах входившие в «Рок-шатер» зрители чуть ли не поклоны били в сторону сцены. При этом никакой «звездности» сам кумир не проявлял – он выглядел как настоящий престарелый блюзмен, побитый жизнью, но не побежденный, у которого из нажитого за прошедшие десятилетия есть только его мудрость и его песни. «Побитый жизнью» в данном случае вовсе не фигура речи – у 69-летнего «короля» практически полностью ампутирована левая нога, и к микрофону он вышел на костылях. Однако для Дьюлы это не повод выступать в полсилы – всю ту часть выступления, которую мне удалось посмотреть, он провел стоя, и лишь однажды, во время затяжного гитарного соло, позволил себе присесть. Мне тут же вспомнился такой одиозный деятель, как Пол ДиАнно, который несколько лет назад на фестивале “Sweden Rock” отпел все шоу, сидя на барабанном подиуме и объясняя свою пассивность усталостью после перелета из России.

К сожалению, отведенный Биллу слот нельзя назвать удачным – да, он играл, по сути, в прайм-тайме, и его выступление стало самым посещаемым на малой сцене, но после мега-энергичного сета P. Mobil и в преддверии страстно ожидаемых мной Karthago слушать блюз я был совсем не в настроении. Поэтому, несмотря на наличие в программе кучи абсолютно классических ранних песен Hobo Blues Band, мы решили уйти примерно с половины сета, чтобы немного перевести дух и занять выгодные места поближе к главной сцене. Однако торопились мы зря – Karthago оказались единственными артистами за весь фестиваль, которые задержали свой выход. Причем задержали весьма прилично, минут на 20, так что мы уже стали опасаться, что их сет вообще не состоится. А Дьюла тем временем заканчивал выступление интереснейшими номерами – двумя ариями из классической рок-оперы “Istvan a kiraly” Левенте Сереньи и Яноша Броди, лидеров популярнейших бит-групп Illes и Fonograf, а также кавер-версией P. Box – группы, которая не имеет к “Rockfesztival Budapest” прямого отношения, но название которой «всплывает» в моем отчете уже третий раз. Что поделаешь, вся венгерская рок-сцена тесно переплетена между собой, и музыканты имеют привычку сотрудничать друг с другом в самых разнообразных сочетаниях.

Что заставило Karthago задержаться, я так и не понял – все эти 20 минут на сцене ничего не происходило, и публика уже начала было неодобрительно шуметь. Но вот из динамиков раздался топот бегущего стада слонов, а поскольку слон – примерно такой же символ Karthago, как Эдди у Iron Maiden, не оставалось сомнений в том, что долгожданное шоу вот-вот начнется. И действительно, началось, да еще как – квинтет сходу «вдарил» скоростным боевиком “Indulj tovább” с дебютной пластинки 1981 года, а потом добил выживших не менее мощной и не менее классической “Barátok nélkül” со второго альбома "Ezredfordulo" (1982).

Karthago, как и все другие хэдлайнеры “Rockfesztival Budapest” – группа очень старая и очень популярная на родине. Однако от других участников фестиваля они отличаются тем, что до сих пор выступают в оригинальном составе – том же, что записывал вышеупомянутый дебютник. Конечно, годы не прошли мимо музыкантов – гитарист Ференц Сигети остался без шевелюры, барабанщик Миклош Кочанди надел очки – но им не удалось лишить их харизмы. И речь идет не только о потрясающем фронтмене Тамаше Такаче, который скакал весь сет, как будто ему не 60 лет, а максимум 40; такой же неотъемлемой частью визуального образа группы являются, например, роскошные усы клавишника Атиллы Гидофальви. Последний, правда, уже не выливает на себя ведро воды, как это было на ранних концертах, но во всем остальном шоу делал исправно, равно как и отвечал за изрядную часть звукового полотна группы – как в качестве клавишника и бэк-вокалиста, так и - в песнях с последнего на сегодняшний день альбома “Idotores” - в качестве второго гитариста. Участники Karthago вообще очень любят меняться инструментами – в песне “Csak a zene szól” к микрофону традиционно выходит Кочанди, в то время как Такач садится за барабаны. Последний, к тому же, пару раз брал в руки губную гармошку, в частности, в чрезвычайно длинном номере “A dob mogul”, за 15 минут которого музыканты успели и соло сыграть, и пообниматься, и примерить женский парик. А еще они очень много говорили, регулярно вызывая смех и оживление в аудитории. Здесь мне не остается ничего, кроме как в очередной раз посетовать на незнание венгерского, хотя один из монологов Такача я, кажется, понял – он посетовал на то, какие странные пошли рок-звезды, изобразив жестами популярную ныне процедуру по смене пола, и заявил под бурные аплодисменты зрителей, что лично он считает, что рок-группа должна оставаться рок-группой. А затем объявил чуть ли не самый главный боевик за всю карьеру Karthago, который собравшиеся уже давно требовали  – “Az áruló” («Предатель»).

К этому моменту группа провела на сцене уже больше часа и сыграла почти все, что я хотел от нее услышать – классические “Keleti éj” и “Senki lánya”, мега-атмосферную “Apáink útján” и «юбилейную» “30 év után” («30 лет пути») с последнего альбома. Однако главная песня Karthago – потрясающая по красоте и силе воздействия баллада “Requiem” – еще не прозвучала. Я совсем не ожидал услышать эту торжественную, почти трагическую вещь после ураганной “Az áruló”, однако когда Ференц взял в руки акустическую гитару и замер вместе с остальными музыкантами на переднем крае сцены под звуки органа, стало очевидно, что сейчас прозвучит именно она. Эффект, который производит живое исполнение «Реквиема», описать словами практически невозможно. Скажу лишь, что он еще мощнее, чем на DVD, и что если за всю жизнь у вас будет возможность прослушать не больше трех песен из всего венгерского рока, одной из них обязательно должно быть именно это сочинение Ференца Сигети. Уже ради того, чтобы спеть припев вместе со всей остальной публикой, стоило специально лететь сюда из Москвы, и после этого можно было покидать Кинчем-Парк совершенно счастливым. Однако музыканты все же не стали заканчивать сет на такой минорной ноте, сыграв под занавес еще один боевик - “Lépd át a múltat”, «открывашку» с первого альбома. После чего снова включили фонограмму со слонами, во время которой я осознал, что только что закончился мой концерт года.

Фестиваль, впрочем, продолжался своим чередом, и хотя смотреть выступавших на малой сцене Junkies не оставалось смотреть ни сил, ни желания, под главный шатер мы вскоре вернулись, ведь почетную роль пост-хэдлайнера доверили в этот день выдающемуся во всех отношениях фронтмену по имени Южеф Калапач и коллективу, названному в его честь. По меркам “Rockfesztival Budapest” Kalapacs неприлично молодая группа, из сольного проекта Южефа в полноценный коллектив она превралилась лишь в 2002 году, однако сам фронтмен входит в число первопроходцев хэви-метала в Венгрии. Еще в 1982 году он стал вокалистом группы Pokolgep и четыре года спустя выпустил с ней первую в стране металлическую пластику “Totalis Metal”. А в начале 90-х он основал Omen, также весьма важную для истории венгерского металла группу.

Хотя Kalapacs - весьма популярный в Венгрии коллектив с достаточно обширной дискографией, в этом году Южеф отмечает 30-летие второго альбома Pokolgep “Pokoli színjáték”, а потому в его концертной программе особенно много песен времен «Адской машины» с его участием. Благодаря такому подходу к сет-листу Kalapacs идеально вписались в ретро-контекст фестиваля и вызвали весьма теплую реакцию у публики, хотя после Karthago ее осталось не так много. И, как и накануне ночью, перестройка восприятия с хэдлайнера на пост-хэдлайнера далась мне с определенным трудом. Калапач начал с не самых очевидных песен, полностью проигнорировав свой последний альбом “Enigma” (2015), а вместо этого прошелся по нескольким дискам нулевых. К тому же, как мне показалось, техники не успели толком перестроить аппарат после Kathago, затянувших свой сет на все те же 20 минут, и, поняв неспособность подчеркнуть нюансы, сделали ставку на шквальный напор. В результате голос несколько терялся на фоне ревущих гитар, а если не знать весь материал наизусть, воспринимать такой саунд несколько затруднительно.

Перелом в восприятии программы наступил, когда музыканты взялись за классику Pokolgep. И публика сразу же встрепенулась, громогласно распевая вместе с Южефом припевы “Gép-induló” и “Itt és most”, и разборчивости в звучании как-то прибавилось. Калапач играл не только материал с “Pokoli színjáték”, которого я, к своему стыду, так до сих пор и не слышал, но песни с двух других студийных альбомов Pokolgep с его участием, и в конечном итоге, его 70-минутное выступление вылилось в весьма солидный хэви-металлический сет, который достойно закрыл двухдневную рок-феерию, но не вызвал щемящего чувства из серии «как я не хочу, чтобы это заканчивалось». Что он все же вызвал – так это желание когда-нибудь посмотреть на Kalapacs сольно, а учетом того, что Южефу всего-то (!) 55 лет, шансов реализовать его у меня гораздо больше, чем попасть еще раз, например, на Beatrice или Skorpio. Их, я боюсь, я видел в первый и единственный раз.

В завершение хочу сказать, что “Rockfesztival Budapest” – далеко не единственное мероприятие подобного рода в Венгрии. Местные фэны настойчиво рекомендовали нам посетить куда более крупный “Fezen”, а музыканты недавно гастролировавшей по России фолк-металлической группы Dalriada очень любят и пропагандируют “Rockmaraton”, который проходит ближе к южной границе страны. Но на этих фестивалях все лучшие места отдают иностранным группам, которые можно увидеть и в других странах, в то время как нам хотелось посмотреть именно на «раритетных» представителей местной рок-сцены. И наши ожидания “Rockfesztival Budapest” оправдал даже не на 100, а на 150 процентов. Хотя не знаю, сочли ли его успешным организаторы, и будет ли у него продолжение. Хочется надеяться, что будет, ведь золотой фонд венгерского тяжелого рока отнюдь не ограничивается участниками этого года.

Сет-листы:

P. Mobil

01. Piros Metál Zöld
02. Rocktóber
03. Élsz-e még
04. Menj tovább
05. Nyomjad Papa!
06. Bonobó
07. Ez az élet, Babolcsai néni
08. Miskolc
09. Hógolyó
10. Oh Yeah
11. Ha újra kezdeném (with István Mareczky)
11. Mivel szeretnél
12. Mobilizmo
13. Ne féljetek, nem megyünk haza
14. Utolsó cigaretta / Maradsz, aki voltál / Utolsó cigaretta / Carol

Бис:
15. Kétforintos dal
16. Örökmozgó
17. A pofádat befogod!

Deak Bill Gyula

01. Középeurópai Hobo Blues III (Hobo Blues Band song)
02. Országút blues (Hobo Blues Band song)
03. Édes otthon (Hobo Blues Band song)
04. A felszarvazottak balladája
05. Rossz vér
06. Hosszúlábú asszony (Hobo Blues Band song)
07. Bill Kapitány blues
08. Hatvan csapás
09. 3:20-as blues (Hobo Blues Band song)
10. A zöld, a bíbor és a fekete (Pandora's Box cover)
11. Áldozatunk fogadjátok (Szörényi - Bródy cover)
12. Véres kardot hoztam (Szörényi - Bródy cover)
13. Kőbánya blues (Hobo Blues Band song)
14. Kopaszkutya (Hobo Blues Band song)

Karthago

01. Intro
02. Indulj tovább
03. Barátok nélkül
04. Ha neked kevés
05. Kevés a szó)
06. Keleti éj
07. Senki lánya
08. Csak a zene szól
09. 30 év után
10. A dob mögül
11. Apáink útján
12. Az áruló
13. Requiem
14. Requiem II.
15. Lépd át a múltat
16. Outro

Kalapacs

01. Terápia
02, Patkánymese
03. Őszintén
04. Mindig lázadó
05. Nem az, ami megöl
06. Gép-induló (Pokolgép cover)
07. Itt és most (Pokolgép cover)
08. Pokoli színjáték (Pokolgép cover)
09. Mindhalálig Rock and Roll (Pokolgép cover)
10. A háború gyermeke (Pokolgép cover)
11. A jel (Pokolgép cover)

Бис:
12. Ítélet helyett (Pokolgép cover)

Текст: Роман Патрашов
Фото: Наталья "Snakeheart" Патрашова
(с) HeadBanger.ru

Фотографии

Спрятать фото

Romeo Verzik

P. Mobil

Gyula Bill Deak

Karthago

Kalapacs

eXTReMe Tracker