Tarot

Tarot
Ветераны психических войн

06.02.2009

Архив интервью | English version

Интервью непредсказуемы – некоторые проходят настолько легко и просто, что остается лишь удивляться, как это у нас получилось, а некоторые отнимают столько времени и сил, что к концу работы над ними мечтаешь только о том, чтобы поскорее с ней разделаться. Данное интервью относится к последней категории – оно как не заладилось с самого начало, так и мучило нас до конца. Телефонный разговор с Марко Хиетала, бас-гитаристом Nightwish и лидером одной из первых финских металлических групп Tarot, пришлось назначать трижды, а когда Марко все-таки прозвонился в Москву, качество телефонной связи превзошло все наши представления об отвратности. В результате, «доводка» материала до публикации заняла полгода, о чем мы, разумеется, приносим извинения всем заинтересованным сторонам. К счастью, в лагере Tarot за это время почти ничего не изменилось, и концертный DVD “Undead Indeed”, к выходу которого было приурочено интервью, до сих пор остается их последним релизом, а более старые события из истории коллектива тем более не утратили свою актуальность. Несмотря на то, что Tarot уже 25 лет играют великолепную музыку, они до сих пор так и не получили заслуженного признания. Возможно, этот материал внесет нашу скромную лепту в популяризацию их музыки …

Главная тема нашего сегодняшнего разговора – новый DVD/CD “Undead Indeed”. Тот концерт, который вы записали – это ваше обычное выступление или какая-то особая программа? И почему вы решили записываться именно в клубе « Rupla» в Куопио?


Мы выбрали этот зал, потому что именно здесь 25 лет назад играла группа, которую основали я и мой брат Зак. В то время у нас был другой барабанщик и другой гитарист, но в итоге именно эта группа превратилась в Tarot. Так что для нас это историческое место, вот почему мы выбрали именно его. К тому же, его размер как раз подходит для нашей группы – мы же не выступаем на стадионах, а в клубе нам вполне по силам собрать аншлаг, тем более, в нашем родном городе.

Что же касается самого выступления, то оно не сильно отличалось от программы, которую мы играли на концертах в течение года до записи. Мы лишь добавили несколько песен в сет-лист, чтобы получить как можно больше материала для DVD.

На вашем счету уже есть концертный альбом (“To Live Again”, 1994), но DVD вы никогда раньше не записывали. С какими трудностями вы столкнулись при работе над ним? И насколько участники группы были вовлечены в пост-продакшн, монтаж и т.д.?

В основном, трудности выпали на долю мистера Туомо Лескинена, исполнительного продюсера данного релиза. Он отвечал за все технические вопросы при подготовке релиза, да и сама идея записи DVD принадлежит ему. Он сказал: «Если я найду для вас площадку, персонал и операторов, вы не хотите отыграть концерт подлиннее и записать его для DVD?» Разумеется, мы согласились. Я знаю, что ему пришлось немало поработать, чтобы все прошло нормально. Что же касается монтажа, то им занимался режиссер, мистер Харри Миелонен, а микширование и почти весь мастеринг – дело рук нашего клавишника Янне и мистера Микко Тегельмана, который уже давно занимается мастерингом наших релизов. Ну а мы занимались тем, что умеем лучше всего - играли.

У “Undead Indeed” весьма впечатляющая обложка. Кто ее нарисовал?

Картинку для обложки нарисовал Янне Питканен, который в Интернете больше известен как Токсик Эйнджел. В последние годы он оформлял альбомы довольно многих финских групп. Кроме того, он уже давно является поклонником нашей группы, и мы сотрудничаем с ним со времен альбома “Suffer Our Pleasures” (2003).

И обложки, и музыка на ваших двух последних дисках становятся все мрачнее и мрачнее. В то же время, ты несколько раз говорил, что это получается не специально. В таком случае, что же влияет на ваши музыку и тексты? Когда вы пишете такие мрачные и злые песни, как “Messenger Of Gods” и “You”, для этого должна быть какая-то причина…

Да, конечно, причина есть. В тексте “Messenger Of Gods”, на самом деле, полно символов, которые, при желании, довольно легко расшифровываются. В песне рассказывается о том мире, в котором мы сейчас живем. Каждый день где-то на земном шаре идет война. За тобой следят множество машин, а ты даже не знаешь, кто за ними стоит. Возможно, ты под прицелом у корпораций, которые хотят, чтобы ты купил их продукцию. И волей-неволей задумываешься о том, какую ценность сейчас имеет отдельный человек. На основе этих размышлений и появилась песня “Messenger Of Gods”. Текст для “You” я написал довольно давно, хотя музыка появилась в год выхода песни. Честно говоря, я и сам не уверен, почему мы двигаемся в сторону более мрачной и злой музыки, может быть, мы просто сейчас более готовы применять такой подход. На нас влияет музыка, которую мы слушаем, и вещи, которые мы делаем, и так получается, что сейчас гораздо проще играть агрессивную музыку, чем раньше. Не знаю, почему, просто так получается. Это просто одна из сторон наших личностей, которую мы бы хотели исследовать более подробно. В реальности же мы довольно веселые люди, я не хочу, чтобы кто-то думал, что мы постоянно живем с этим мрачным настроением.

Как отреагировали музыканты группы, когда сингл “You” занял первое место в финском хит-параде? Вы ожидали чего-нибудь подобного? Изменил ли этот успех что-нибудь в жизни группы?


(Пауза). Нам стали предлагать больше концертов. (Смеется). В нашей жизни не так много изменилось. Для нас это большая честь выпустить сингл, который занял первое место в хит-параде, и разумеется, нам было очень приятно. В тот вечер, когда мы узнали об этом, мы играли концерт в Тампере (Финляндия), и для нас это был отличный повод устроить после концерта большую вечеринку.

Будет ли справедливым утверждение, что ваш контракт с лейблом Nuclear Blast помог вам выйти на более широкую аудиторию?


Да, я думаю, так оно и было. Благодаря этому контракту у нас появилась возможность провести пару небольших туров по Германии, выступить в Румынии и т.д., продавать альбомы через компанию, которая знает, как продавать хэви-метал. Для нас это, разумеется, очень полезный опыт.

Я посмотрел на ваше расписание концертов и выяснил, что большинство выступлений Tarot после релиза альбома “Crows Fly Black” (2007) состоялись в Финляндии и Германии. А как насчет других стран? Неужели в них нет промоутеров, которые хотели бы привезти Tarot?


Есть несколько стран, предложения откуда мы рассматриваем. Прошлым летом мы попытались выступить в Испании (смеется), но промоутер оказался не в состоянии справиться со своей работой. Составленный им график полетел к чертям, и нам пришлось уехать в аэропорт, так и не выйдя на сцену, иначе мы бы опоздали на самолет. Нас порой зовут выступать в разные места, например, этим летом мы получили несколько предложений, но проблема в том, что все они пришли слишком поздно, потому что совсем скоро я уезжаю в тур с Nightwish, который никак нельзя отменить.

Время от времени Tarot на несколько лет прекращают свою деятельность – вы записали два альбома в 80-х, затем последовал перерыв, затем еще несколько альбомов в 90-х, а затем снова длительный перерыв. Почему так происходит? За этим стоит какая-то стратегия?


Нет, никакой стратегии за этим нет, просто так складывается жизнь. Первый перерыв продлился с 1988 по 1993 гг., а случился он потому, что нас выгнали с лейбла. В конце 80-х мы стали играть тяжелее и агрессивнее, а лейблы в то время думали, что время тяжелой музыки подходит к концу. Нам предложили играть что-нибудь в духе Europe, но мы категорически ответили «нет». В итоге мы лишились контракта, ну а вскоре оказалось, что времена тяжелой музыки вовсе не прошли, музыка с тех пор постоянно становится тяжелее. Наверное, мы попали «между стульев», потому что лейблы в Финляндии подписывали либо группы вроде Europe, либо только-только появившихся трэш-металлистов, а мы играли в традиционном английском духе и никому не были нужны. После этого мы записывали демо, а затем я стал работать звукоинженером, и так все и продолжалось, пока у нас не накопилось материала на целый альбом, а лейбл Bluelight не предложил нам новый контракт. Так, в 1993 году наш первый перерыв закончился, и мы записали еще пару альбомов. Ну а потом я уехал из родного города, а остальные ребята остались там, так что репетировать стало довольно проблематично. Я жил в Хельсинки, отыграл пару концертов с группой Sinergy, и на Tarot не оставалось ни времени, ни сил. Ситуация изменилась лишь тогда, когда мы почувствовали, что у нас есть песни, которые мы хотим использовать для Tarot. Мы собрались вместе – наверное, это было в 2001 или 2002 году, и с этого момента начался новый этап нашей истории. За пять дней мы записали в демо-варианте чуть ли не половину альбома, а в работе оставалось еще несколько песен. И мы решили, что пора делать новый альбом.

Несмотря на столь длительные перерывы, у вас практически не было перемен в составе. Как вам удается оставаться вместе столь долгое время?


Мы с этими ребятами пережили немало трудных моментов. И если все участники группы хотят играть одну музыку, то лучше оставаться вместе и дальше. Разумеется, если бы кто-то хотел уйти или заняться чем-то еще, все было бы совсем по-другому. Конечно, у нас бывали разногласия, некоторые участники активно спорили друг с другом, но нам всегда удавалось поговорить и найти решение всех проблем, так что мы до сих пор вместе. Одна из сильных сторон нашей группы – в том, что в ней играют именно этим люди. Мы хорошо знаем друг друга, мы знаем, кто как играет, иногда наше общение становится почти телепатическим.

Томми Салмела поет с вами уже немало лет, но пятым участником группы он стал лишь недавно. Почему вы решили изменить его статус, и какова его роль в группе сейчас?

Он мог стать официальным участником еще во времена “Suffer Our Pleasures”, но тогда мы по дурости не уделили внимания этому вопросу. Как ты сказал, он уже давно выступает с группой на концертах, управляет сэмплами, подпевает, а иногда поет ведущую вокальную партию, но когда мы начали работать над “Suffer Our Pleasures”, все протекало просто молниеносно – мы закончили песни, записали их, потом получили контракт со Spinefarm Records, потом выпустили альбом, и лишь потом мы осознали, что Томми спел на диске гораздо больше! После этого мы стали писать материал, ориентируясь на участие Томми, в частности, у меня появилась такая песня, как “Bleeding Dust”, где мы с ним поделили все – куплеты и припевы. Ну а потом оказалось, что при таком подходе к сочинительству песни получаются более разнообразными, в них больше контрастов, можно использовать различные голоса и т.д. Тогда-то мы все и согласились, что Томми станет участником официального состава. Думаю, он уже давно этого ждал, так что нам пришлось сказать: «Извини, что мы не поняли этого раньше».

Как тебе удается сочетать участие в Nightwish и Tarot, особенно учитывая тот факт, что Nightwish очень много гастролируют? Как ты решаешь конфликты интересов, которые, я уверен, у тебя время от времени появляются?


Разумеется, это сложно, приходится составлять график надолго вперед. Но мне кое-что помогает, например, тот факт, что у обеих групп один и тот же менеджмент. Благодаря этому я могу планировать работу с Nightwish и Tarot так, чтобы они не накладывались друг на друга. Когда Nightwish едут в тур, Tarot бездействуют, а когда у меня появляются несколько свободных месяцев, я отправляюсь в студию с ребятами из Tarot и играю с ними концерты. В промежутках между концертами я работаю в студии с Nightwish. Затем, когда мои партии записаны, а альбом еще не вышел, у меня снова остается немного времени для себя, ну а потом Nightwish снова уезжают на гастроли, и все повторяется сначала. Мы уже пару раз проходили этот цикл, и мы знаем, что он работает. Но, конечно же, если бы у нас был разный менеджмент или разные концертные агентства, работать так было бы очень трудно, а может, даже не возможно.

А у тебя когда-нибудь остается время просто для себя? Отпуск у тебя бывает, или же ты все время играешь музыку?

Нет, ну не все время. Иногда я беру выходной, но я, по большому счету, работоголик. Я не имею ничего против пения, я люблю играть на басу, так что я постоянно занят вещами, которые я считаю стоящими. Например, я продюсировал вокал для последних двух дисков Amorphis и получил от этого массу удовольствия, потому что мне очень нравится группа, мне нравится, как поет Тони Йоутсен, и с музыкантами не возникает никаких проблем в работе, так что, почему бы не посидеть в студии еще немного? Мне такая деятельность очень нравится, но опять-таки, я готов работать только над чем-то стоящим. Я не пойду в студию только потому, что группа мне заплатит достаточно денег, у меня должна быть заинтересованность в ее музыке или в конкретных людях.

Что же касается отпуска, то да, иногда он у меня бывает, ведь после тура он совершенно необходим. Когда Nightwish заканчивают тур, я обычно пару месяцев отдыхаю. Точно также с Tarot – когда закончился наш последний тур, и мы записали DVD, я не играл месяц или два, пока не начался новый тур Nightwish.

Ты написал несколько песен для Nightwish и ты являешься одним из основных авторов для Tarot. Как ты распределяешь материал? Ты сразу знаешь, какая песня не подойдет Tarot, но хорошо впишется в репертуар Nightwish, или же ты предлагаешь несколько своих идей Туомасу (Туомас Холопайнен, лидер Nightwish), а он делает выбор?

Чаще всего я сразу знаю, для какой группы подойдет данная песня. По крайней мере, к тому моменту, когда я записываю демо, я уже могу сказать, какая песня предназначена для Tarot, а какая для Nightwish. Но иногда возникают ситуации, когда я просто отдаю демо-запси ребятам, а они решают, нравится им материал или нет. Стиль двух моих групп во многом схож, но есть и моменты, которые их отличают. Tarot куда больше ориентированы на гитары, чем Nightwish, а я очень много песен пишу именно на гитаре, и они-то и попадают потом в Tarot.

Если судить по песне “The Islander”, которую ты написал для Nightwish, то, как мне кажется, тебе было бы интересно записать акустический альбом. Я прав?

Ну, дома я много играю на акустике, я всегда на ней играл. Я начинал именно с акустической гитаре, а на бас перешел, только когда мы создали группу, ставшую предтечей Tarot. В школе я играл на классической гитаре, и я до сих пор периодически на ней упражняюсь. Мне нравится этот инструмент, и очень жалко, что мы сейчас не играем старые песни Tarot, в которых много акустической гитары, мандолины и т.п. Несколько моих акустических песен попало на разные альбомы, некоторым еще предстоит увидеть свет, и я надеюсь, что однажды это произойдет.

А вообще, если ты решишь записать сольник, что он будет представлять из себя стилистически?

Наверное, я попытаюсь добиться контраста между машинными ударными, громким дисторшированным басом и множеством акустических гитар. А уж какая музыка это будет, это ты сам решай, я не знаю. (Смеется).

Как Nightwish, так и Tarot записывают и исполняют немало кавер-версий. Как вы отбираете материал для каверов? Например, что заставило вас записать “Veteran Of The Psychic Wars” Blue Oyster Cult? Многие вообще не знают такой песни …


Правильно, не знают, и это, пожалуй, одна из причин, почему мы решили записать ее с Tarot. Было бы довольно глупо, если бы мы сделали очередную версию “Smoke On The Water”. Так что мы попытались найти песню, которая нам всем очень нравится – и у нас такая практика во всех группах, не только в Tarot. Мы выбираем песни, которые всем по душе, и пытаемся привнести в них элементы звучания той группы, которая их в настоящий момент исполняет. Разумеется, нам не всегда это удается, в частности, я не считаю, что мы поступили правильно, исполняя “Crazy Train” Оззи Осборна с Nightwish. Но кавер-версия “High Hopes” Pink Floyd оказалась совершенно неожиданной, и я с большим удовольствием ее исполнил. То же самое касается исполнения “Veteran Of The Psychic Wars” с Tarot – это песня, которая нравится всем ребятам. Когда мы слушали Blue Oyster Cult, мы всегда замечали притягательную атмосферу этой песни. При записи кавера наша задача – найти в песне элементы, которые роднят ее с нашими собственными произведениями, и подчеркнуть их. В данном случае мы во многом сохранили оригинальную аранжировку, лишь добавив в нее побольше гитар и баса, чтобы все звучало тяжелее и мрачнее. И у нас все получилось. Кроме того, голос Томми напоминает мне Эрика Блума из Blue Oyster Cult, так что и для него эта песня прекрасно подошла.

Если говорить о выборе, то какими факторами вы руководствовались, выбирая новую вокалистку для Nightwish? Понятно, что вы не искали новую Тарью Турунен или еще одну оперную певицу, но все-таки, что же вы искали в претендентках?

Когда мы приступили к прослушиванию вокалисток, мы не ставили никаких ограничений. Я сразу сказал, что мы послушаем всех, кто к нам обратиться – классических певиц, поп-певиц, рок-певиц, фолк-певиц, кого угодно. Главное, что нам требовалось – это индивидуальность. Ну а кроме того, диапазон голоса, который необходим, чтобы исполнять наш материал, а он далеко не прост, и должным образом интерпретировать старые хиты. Мы отслушали много кандидатур, но с самого начала было понятно, что Анетт Олзон – одна из лучших. Ее демо было одной из первых записей, пришедших к нам, и в конце концов, именно она понравилась нам больше всех.

Пока вы прослушали претенденток, в прессе и в Интернете высказывалось немало предположений относительно того, кто займет вакантное место Тарьи Турунен. В частности, назывались имена Лив Кристин (Leaves Eyes, ex-Theatre Of Tragedy) и Симоны Симонс из Epica. На твой взгляд, откуда брались эти слухи?

Это просто пересуды. Сейчас, когда любой может вылезти в Интернет и писать там все, что ему вздумается, кто-нибудь выскажет вслух предположение, а все остальные его подхватывают. Мы никогда не вели переговоры с Лив или Симоны, мы не хотели отнимать вокалисток у других групп, это было бы не очень красиво. Если бы они сами высказали недовольство своим положением, это было бы возможно, но мы все-таки в первую очередь хотели найти новое лицо и новый голос.

Ты уже упоминал группу Sinergy – я помню, что именно с ними ты впервые приехал в Москву в 2002 году. А что сейчас происходит с Sinergy? Я слышал, что четвертый диск практически закончен, но это было несколько лет назад …

Да, я тоже это слышал. Я говорил на эту тему с Алекси (Алекси Лайхо, гитарист Sinergy и Children Of Bodom), и он сказал, что им осталось записать только несколько партий бэк-вокала и гитарных соло, и все будет готово. Но похоже, что проект остановлен, и я не знаю, что происходит с ним сейчас.

Твоя манера игры и звук бас-гитары очень узнаваемы - порой даже на слух можно определить, к какой композиции ты приложил руку. Кто из бас-гитаристов повлиял на тебя в начале твоей карьеры?

Когда я начинал играть, я находился под большим влиянием Гизера Батлера из Black Sabbath и Боба Дэйзли, который выступал с Rainbow, Оззи Осборном, Uriah Heep и многими другими. Сначала я пытался воспроизвести их фирменный «грув», но потом перешел к более активному использованию дисторшна. Конечно, раньше это уже делал Роджер Гловер, послушай, например, “Fireball” Deep Purple, но для меня это было чем-то новым. Впоследствии я продолжал развиваться и в итоге пришел к тому, что лучше всего подходит лично мне. Тем не менее, те музыканты, которых я назвал, всегда оставались мне близки, они обеспечивают песне надежный фундамент, а не пытаются вылезать вперед, играя соло и т.д.

А сейчас на металлической сцене есть выдающиеся басисты?

Честно говоря, я уже не так сильно слежу за сценой. Я просто отсматриваю DVD и ищу хорошие песни, и если такая мне попадается, я, возможно, куплю целый альбом, на котором есть эта песня. Сейчас для меня самое главное - хорошая песня, ну и, конечно, хочется, чтобы у группы была мощная энергетика.

Ты уже неоднократно выступал в России. Но не мог бы ты немного рассказать о самом первом визите в нашу страну, с Tarot, который состоялся еще в советские времена? Как получилось, что металлическая группа из Финляндии дала несколько концертов в Советском Союзе?

Это странная история. В нашем родном городе Куопио, где до сих пор живут остальные ребята из Tarot, была женщина, которая состояла в организации городов-побратимов. Знаешь, города-члены этой организации приобретали себе города-побратимы в других странах. Городом-побратимом Куопио был Псков (Марко произносит его как «Песков» - прим. авт.), и эта женщина занялась организацией выступлений молодых групп из Куопио в Пскове. А поскольку наш путь в Псков лежал через Санкт-Петербург, точнее, тогда он назывался Ленинград, нам удалось дать пару концертов и там.

Честно говоря, я не думаю, что мы провели это турне на должном уровне. (Смеется). Наш тогдашний барабанщик испытывал тогда массу проблем в личной жизни и в итоге заработал нервный срыв. Прямо накануне тура ему пришлось ненадолго лечь в клинику, так что его пришлось экстренно заменять его же барабанным техником, который не слишком-то хорошо умел играть. В итоге мы дали пару средненьких концертов и три откровенно плохих - слишком много выпили водки. (Дружный смех).

И какие впечатления остались у тебя тогда от нашей страны?


Ленинград - большой город, и ничего особенно необычного мы там не увидели. Разумеется, мы почувствовали, что порядки там куда строже, чем у нас, но там все равно были магазины западного типа, некоторые из которых держали выходцы из Финляндии. Не было проблем и в гостиницах, так что радикальных отличий мы не нашли. Но когда мы поехали в Псков, там все было по-другому. Мы не знали, что там нет магазинов западного типа, так что пришлось покупать местную еду, для нас совсем непривычную. А еще одно отличие, которое нас поразило - это черный рынок. Если у тебя были джинсы с лейблом ”Made in USA”, их можно было обменять на 10 бутылок водки. (Дружный смех).

Официальный сайт Tarot: http://www.wingsofdarkness.net

Выражаем благодарность Алексею “KIDd” Кузовлеву (Irond) за организацию этого интервью

Роман “Maniac” Патрашов
30 июля 2008 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker