Enter Shikari

Enter Shikari
Искусство должно быть доступно всем

27.02.2015

Архив интервью | English version

Пока транскор набирает обороты по всему миру, не дремлет и группа, которую общепринято называют если не основателями, то популяризаторами жанра для широких масс. В январе британцы Enter Shikari выпустили новый альбом “The Mindsweep” – свою первую пластинку за последние три года, доказавшую всем скептикам, что квартет из городка Сент-Олбанс отнюдь не собирается быть группой одного или двух альбомов. По мнению многих критиков, диск получился самым разнообразным за всю историю коллектива, и мы, конечно, захотели расспросить о нем музыкантов поподробнее, даже несмотря на то, что гастроли в поддержку “The Mindsweep” начались фактически до его выхода. Пришлось вылавливать музыкантов в боевой обстановке - пока в Милане идет снег и бушует непогода, фронтмен Ру Рейнольдс звонит нам в Москву, чтобы рассказать о гастролях, о новом альбоме и обо всем понемногу.

Говорят у вас там жуткие погодные условия.


Ну, типа того. Вчера мы переезжали через Альпы, и там был ужасный снегопад. Да и вообще, надо признать, здесь чертовски холодно.

Готовы к сегодняшнему концерту?

Ждем с нетерпением – прошло много времени с тех пор, как мы в последний раз играли в Милане.

Как вообще продвигается тур – вы ведь только начали?

Да, это наш третий концерт в туре и это первый тур в поддержку “The Mindsweep”, так что мы играем много новых треков. У нас ушло довольно много времени на то, чтобы привыкнуть к новому репертуару. Это всегда очень напряженный момент – когда доходит до исполнения совершенно нового материала. Но сейчас всё идет очень хорошо!

Я знаю, весной вы заглянете с концертами в Россию – на этот раз в Москву и в Петербург, но прежде вы бывали у нас много раз, и в прошлом году даже проехали с небольшим туром по ряду российских регионов. Enter Shikari – один из немногих западных музыкальных коллективов, которые уделяют внимание российским городам такого рода. Почему вам интересно посещать разные места в России? И какие чувства вызывает у вас поездка сюда?

Честно говоря, нам вообще нравится гастролировать по разным местам – мы любим путешествовать по разным частям света, знакомиться с разными культурами, встречаться с разными людьми. Россия нас всегда очень хорошо встречает – здесь много наших преданных и страстных фанатов, поэтому мы были счастливы сыграть концерты в этих российских городах, куда большинство иностранные групп не доезжает. И мне кажется, что наши слушатели это оценили. Российские фанаты – вообще одни из самых активных слушателей на концертах, поэтому нам и нравится сюда приезжать.

Судя по видеозаписям с концертов текущего тура, вы стали использовать больше световых и прочих эффектов…

Да, в этот раз мы вложили массу времени, энергии и денег в производство шоу. В общем, там такая конструкция, которая воссоздает оформление нашего альбома. Осветительные эффекты призваны изобразить нервные соединения в мозгу человека. Короче, это довольно круто.

Поговорим о новом альбоме. Ты говорил где-то в интервью, что запись “The Mindsweep” была самой долгой в вашей практике. Почему так получилось, и что это привнесло?

Ну, на самом деле, просто хорошо, когда знаешь, что у тебя много времени, и ты с комфортом можешь работать именно над той музыкой, которую хочешь создать, когда есть время на эксперименты.

Я вот слушала ваш свежий трек “Anesthetist”, и ничего не могла с собой поделать – постоянно думала про всю нынешнюю ситуацию с системой здравоохранения в Англии (речь о приватизации бесплатной медицины NHS и замены ее платными услугами – прим. авт.). В России сейчас происходит очень похожая история. Вы же об этой мировой проблеме говорите в этой песне, или это просто моя интерпретация на злобу дня?

“Anaesthetist” посвящен здравоохранению и вообще современному курсу на приватизацию. Я думаю, каких бы политических взглядов вы не придерживались, здравоохранение – это совершенно отдельный разговор. Мы задаем вопрос, в чем вообще смысл цивилизации, если она не предоставляет людям столь необходимых услуг и не заботится о самых незащищенных представителях общества.

А что вы вкладываете в название “The Mindsweep”?

“The Mindsweep” («Зачистка ума») – это борьба с возникновением новых идей. Речь идет о дискредитации власть имущими новых идей, новых философских взглядов и альтернативных способов конструирования общества. Эти люди, таким образом, хотят сохранить свои богатства и авторитет.

Прямо по Оруэллу.

Ну, вообще да, альбом развивает оруэлловскую идею о полиции мысли из романа «1984», который оказал на нас большое влияние. “Mindsweep” – это действие, которое они там постоянно совершают, и которое воплощено в реальность.

А вот скажи, сам альбом звучит не так, как ваши предыдущие, и было много разговоров про эксперименты со звуком, про добавление новых инструментов, про то, что вы вдохновлялись классической музыкой. Почему возник этот поворот к аналоговому звуку, почему вдруг акустические инструменты?

Мне кажется, мы вроде как оказались в таком положении, когда от нас ожидают, что мы будем играть на синтезаторах каким-то определенным образом, будем как-то определенно звучать – так, как звучали в прошлом. Люди любят наклеивать ярлыки. И нам захотелось сделать что-то в пику этому. Кроме того, во всем мире металкора сейчас преобладает стремление к такому отполированному, идеальному звуку, когда все делается вовремя и прямо хрустит от перепродюсированности. Для нас же, как выходцев из панка, нет ничего прекраснее живого человека, играющего на настоящем инструменте. И нам хотелось передать в альбоме эту красоту.

Я знаю, вы работали с Дэном Уэллером над этим альбомом – и над предыдущим (“A Flash Flood Of Colour”, 2012) тоже. Каков его вклад?

Ой, он крутой. Он на самом деле теперь один из наших лучших друзей. Когда мы все вместе собираемся, то сразу попадаем в эту дружескую атмосферу, ощущение такое, будто несколько старых друзей просто собрались вместе, чтобы поиграть музыку. Дэн рад экспериментировать, и у него хорошо получается управлять проектами, так что он следит за тем, чтобы мы всегда все заканчивали вовремя. Кроме того, он сам отличный автор песен, и с ним можно обсудить кое-какие идеи. С чуваком приятно иметь дело!

“The Mindsweep” можно было послушать бесплатно онлайн, когда он вышел, его также можно скачать, заказать по Сети и т.д. Сейчас много разговоров о том, что музыка в Интернете должна быть бесплатной –  скажи, вы сами что по этому поводу думаете? И как относитесь к пиратству?

Ну, с такой отстраненной, философской точки зрения, сама идея того, что какая-то форма искусства может быть доступна не каждому, представляется мне неправильной. Сейчас мы живем, разумеется, в условиях капиталистической системы, а это означает, что мы ограничиваем нашу аудиторию ее покупательскими способностями. Так, конечно, быть не должно: нужно, чтобы искусство было доступно всем. Так что тут сразу возникает противоречие: мы сидим на двух стульях. Ну, а что касается прослушивания в режиме онлайн, мне кажется, оно ничем не отличается по своей сути от радио. По радио крутят музыку совершенно бесплатно уже давным-давно. Так что такие опции как онлайн-воспроизведение позволяют просто послушать то, что нравится тебе, и избежать необходимости слушать отстой – а на радио в отстой можно заносить каждый второй трек.

Хочу еще о другом спросить. Стоит ли ожидать новостей от Shikari Sound System?

Возможно, мы будем делать кое-какие ремиксы. Но пока мы, ясное дело, концентрируемся на Enter Shikari – альбом только вышел, так что пока нам предстоят длительные гастроли. Мы устраиваем довольно много диджей-сетов Shikari Sound System – но этим пока все ограничивается.

Ну и в качестве завершающего вопроса: так кто у вас там фанат «Игры престолов»?

Мы все! Постоянно смотрим этот сериал в туре!

То есть кавер вы решили сделать чисто из любви к сериалу?

Ну мы сделали его на выступлении для радио BBC1, и у них там было требование, что нужно сделать именно кавер – на любую песню, без ограничений, но тема из «Игры престолов» была для нас самым очевидным выбором.

Официальный сайт Enter Shikari: http://www.entershikari.com

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Ольга Стеблева
5 февраля 2015 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker