Arida Vortex

Arida Vortex
Мой выбор

11.07.2014

Архив интервью

Arida Vortex не нуждаются в долгих представлениях отечественному любителю хэви и пауэр-метала. За более чем пятнадцатилетнюю истории коллектив прочно занял одну из лидирующих позиций на российской метал-сцене, которую в очередной раз подтвердил двумя последними релизами. В 2013 году «Арида» сделала своим поклонникам долгожданный подарок, записав, наконец, русскоязычный альбом «Аве, Рок!», а буквально на днях вышла его англоязычна версия с говорящим названием “Hail to Rock”. Пообщаться на эту и другие темы мы решили с лидером группы, автором подавляющего большинства музыки и текстов ее песен, гитаристом Романом Гурьевым.

Роман, поздравляю с новым релизом! Расскажи, пожалуйста, об альбоме “Hail to Rock”? В чём его отличие от вышедшей годом ранее русскоязычной пластинки «Аве, Рок!»?

Спасибо! По сути это англоязычная версия прошлогоднего релиза, но перевод песен не совсем дословный, в основном осталась смысловая нагрузка, так что работа с текстами проделана немалая. Сначала мы хотели сделать что-то типа сингла, потом макси-сингла, но в итоге перевели практически все песни. Ну и добавили два новых трека, так сказать, для эксклюзивности. Получился полноценный альбом.

В таком случае расскажи немного подробнее об этих новых композициях. Баллады, схожей по настроению с “The Lake”, как мне кажется, в репертуаре группы не было вообще никогда - чем ты вдохновлялся при написании лирики к этой композиции?

Спасибо тебе, конечно, на добром слове, но в принципе ничего необычного в этой балладе нет, просто более насыщенная аранжировка в отличие от прошлых баллад. Я, так сказать, решил применить свой опыт аранжировщика и по максимуму обогатить и насытить развитие гармонии. Текст песни не мой, его написала Наталья Просунцова, с которой мы работаем над нашим следующим альбомом. Кстати, эта песня, можно сказать, предваряет следующий альбом в смысле лирики. Для меня это был необычный опыт написания песни на готовый текст, все-таки обычно сначала рождается мелодия, а тут наоборот.

Что касается песни “On The Edge”, то её звучание и общая стилистика не совсем характерны для группы. Что подвигло тебя на эксперименты со звуком?

Опять же, не вижу ничего необычного, если честно, никаких экспериментов, просто пониженный строй, так называемый “drop”. У меня еще с детства есть куча риффов, сочиненных в этом строе, надо же их как-то использовать. (Смеется.) На следующем альбоме также будут подобные риффы.

Кстати, о звучании группы. В последнее время ваш саунд, помимо неприемлемых тобой ранее клавишных, обогатился губной гармоникой и банджо. Как родилась идея задействовать эти инструменты, и стоит ли вашим поклонникам ждать в дальнейшем других, ещё более экзотических для металла инструментов?

Ха-ха, ну я никогда не был прям противником клавиш, просто считал и до сих пор считаю, что основа рок-музыки все-таки гитарная. Ну и, кстати, если ты вспомнишь альбом “Invisible Tension” (2011), то там есть и духовые инструменты, и еще куча всякой всячины. Так что, конечно, можно ожидать чего угодно. (Смеется.) А идея с банджо далеко не нова, ну и плюс, я поклонник так называемого южного рока, так что, опять же, ничего необычного для меня в этом нет. Необычно это разве что для отечественной метал-сцены.

Ну что ж, на мой взгляд, твои творческие поиски дают весьма интересные результат. К альбому “Invisible Tension”, который ты упомянул, было снято полноценное постановочное видео на песню “Reborn”, которое для дебютной работы получилось весьма достойным. Есть ли планы снять клип на какую-то вещь из альбома “Hail to Rock”?

Мы, конечно, хотим сделать видео, но все будет зависеть от финансов, мы же делаем все на свои кровные и модным нынче краудфандингом не занимаемся. Сейчас в первую очередь в наших планах новый альбом, запись все-таки вещь не дешевая. Если будем делать видео, то, скорее всего, на какую-то вещь с будущего альбома.

Кстати, хорошо, что ты заговорил о будущем альбоме. Вы уже анонсировали свою работу над новой концептуальной пластинкой. Не будем говорить о сроках, но расскажи немного о концепции будущего альбома, будет ли музыка на нём отличаться от предыдущей работы группы, имевшей отчётливый привкус хард-рока? На какой стадии сейчас работа над альбомом?

Собственно, этот альбом — наше посвящение творчеству Рэя Брэдбери, и вся лирика основана на его рассказах. Текстами занимается Наталья Просунцова, о которой я говорил выше, мы давно с ней работаем, и изначально эта концепция — ее идея, так что на этот раз текстами полностью занимается она. Музыка не будет иметь такого привкуса хард-рока, будет более сложная и насыщенная технически. На этот раз альбом будет содержать “100% METAL”, как надпись на майке у Вадима (Сергеев, барабанщик). Тяжелый и драйвовый, на мой взгляд. В конце июля мы уже приступаем к записи.

Это приятно слышать, мы все с нетерпением ждём результатов и желаем вам, чтобы запись прошла легко и комфортно! Планируется ли участие в записи каких-нибудь гостевых участников?

Мы иногда обсуждаем это, но пока конкретики нет; будет оказия — значит, будет, нет — так нет. Во всяком случае, задачи во что бы то ни стало кого-то пригласить у нас нет.

Давно хотелось заглянуть краем глаза в твою творческую мастерскую. Расскажи о том, как происходит процесс создания песни? Ты неоднократно говорил, что понятие творческого кризиса тебе незнакомо, но как именно ты сочиняешь свои композиции, что тебя вдохновляет?

Да что угодно вдохновляет, сама жизнь. Поездки в новые города, увиденный фильм, прочитанная книга, хороший вечер с женой, посиделки с друзьями, футбольный матч, бурбон, вкусный ужин, деньги, деньги, деньги - нужное подчеркнуть. (Смеется.) Обычно все начинается с какого-то мотива или риффа, это как скелет или каркас, который потом обрастает «мясом» аранжировки. Это уже дело техники, как говорится.

А можешь припомнить, какие песни рождались легче и быстрее всего, а какие шли «через тернии к звёздам»?

Ты знаешь, мне близок принцип написания песен Лемми Килмистера, который говорит, что если не можешь написать песню за 20 минут, то она того не стоит. (Смеется.) Это, конечно, утрированно, но общий посыл верен, я считаю. Нельзя идею высасывать из пальца, сложности бывают с аранжировками или текстами, но основа всегда приходит сразу. Я обычно стараюсь фиксировать новые идеи и могу вернуться к ним через довольно длительное время, но этот самый каркас уже готов, остальное дело техники и опыта.

Если проследить долгий творческий путь Arida Vortex — прогресс группы с течением времени очевиден. Какими ты видишь перспективы, в какую сторону группа планирует развиваться и каких целей достичь?

Очевидно, что серьезных денег металлом не заработать, но все же очень хотелось бы поставить группу на какие-то профессиональные рельсы, ездить в более-менее серьезные туры. Я знаю этих парней, они заслуживают этого. А в творческом плане мы, конечно, будем продолжать играть традиционный металл. Я не сильно стремлюсь к какой-то мега-оригинальности, главное - хорошая мелодия и хороший рифф. И если люди поют твои песни и приходят на концерты, несмотря на огромное количество других групп, это и есть для меня показатель оригинальности и своего почерка.

Да, мне кажется, группа уже одним своим возрастом заслуживает описанных тобой достижений. В продолжение денежной темы - многие отечественные рок-музыканты сетуют на то, что в России очень непросто добиться качественной записи и сведения альбома и пробуют работать с иностранными специалистами. Доволен ли ты звучанием “Hail to Rock” и что думаешь об этой проблеме вообще?

Я не думаю, что это проблема. Мы уже давно не в Советском Союзе, есть возможность работать на нужном оборудовании, есть доступ в Интернет, есть тонны статей специалистов на тему, как и что делать. В то же время, появляется куча «студий», на которых работают, скажем так, не совсем компетентные люди, но денег просят больших, поэтому порой действительно проще отправить свой трекинг в ту же Финляндию, где все сделают быстрее, лучше и дешевле. Я на данном этапе доволен сотрудничеством с Аркадием Навахо и Андреем Федоренко. Они настоящие профи и понимают меня с полуслова. Ну и плюс, я четко представляю, что я хочу получить на выходе, и представляю, как этого добиться. Это очень важный момент — четко представлять, чего ты хочешь, и грамотно аранжировать песню. Хотя, конечно, было бы очень интересно и познавательно поработать с каким-нибудь маститым продюсером типа Энди Снипа, но, к сожалению, мы не группа с контрактом от Nuclear Blast и в совет директоров Газпрома тоже не входим, так что продюсированием я занимаюсь сам.

Было бы очень интересно послушать, как зазвучала бы Arida Vortex, продюсируемая Снипом. А как ты относишься к популярной сегодня технике реампинга гитар?

Хорошо отношусь, очень удобная методика, с удовольствием ей пользуюсь. Есть нюансы по звукоизвлечению и прочим моментам, но это уже дело техники, как говорится.

Давай от музыки перейдём к человеческому фактору. С момента создания группы прошло уже 16 лет, состав довольно часто меняется, но вы с вокалистом Андреем Лобашёвым неизменно вместе у руля группы. Как удаётся в течение столь долгого времени находить общий язык и силы вместе делать общее дело?

Ну, он бывает, конечно, редкостным занудой, но я безмерно уважаю его и считаю объективно лучшим вокалистом страны, во всяком случае, в нашем жанре (да простят меня поклонники других коллективов). И, насколько я знаю, он считает меня неплохим гитаристом и сонграйтером. (Смеется.) Да, мы иногда по-разному смотрим на вещи, и, бывает, спорим, но в силу взаимного уважения всегда находим компромисс. Ну и, конечно, за столько лет мы все-таки стали друзьями, бывали в разных ситуациях, и с этим чуваком я бы в разведку пошел, как говорится. (Смеется.)

Что ж, наверное, это и есть залог успеха и живучести вашей банды. Однако в последнее время состав Arida Vortex претерпел очередные изменения: на место второго гитариста был взят Павел Жданович, а должность басиста занял Александр Федонин. Расскажи о том, как парни попали в коллектив, и какой микроклимат царит в группе с появлением новичков?

Какой микроклимат, говоришь? Стойкий перегар. (Смеется.) Паша работает на студии, где мы репетируем, так что я неоднократно слышал и видел его в деле, и поскольку он и сам проявлял интерес к нашему творчеству, то я сильно долго не выбирал. С Сашей немного сложнее. Он мой старый друг и собутыльник, но я как-то никогда не рассматривал его серьезно на роль басиста, хотя знал, что он играет. А когда Михаил (Немировский, басист группы в период 2005–2014 гг. -  прим. авт.) сказал, что хочет уйти в бессрочный музыкальный отпуск, встал вопрос о новом басисте. Вадим между делом посоветовал мне прислушаться к басисту группы Perfect Crime, а я тогда уже позабыл, что там играет не кто иной, как Александр Федонин, и был немало удивлен, увидев его небритые щи в буклете альбома. (Смеется.) Ну, дальше, собственно, телефонный звонок, приглашение на прослушивание, и вот он - наш новый бас-гитарист.

Помимо Arida Vortex ты являешься участником ещё нескольких групп, и, думаю, многим интересно было бы узнать, как обстоят дела у интернационального проекта Shattered Destiny?

Сейчас в замороженном состоянии. Я не могу найти достаточно времени, чтобы подготовить демо, да и Джим (Джонсон, вокалист и лидер проекта – прим. авт.) сейчас в очередной раз женится, но полагаю, что мы все-таки запишем полноформатный альбом.

То есть материал для альбома уже написан?

Да, написан, мне надо только адаптировать гитарные партии под себя и записать их в качестве демо, после чего мы будем думать о полноценной записи. Джим, видимо, думает, что я робот и у меня по 7 или 8 пальцев на руке, поэтому придумывает жесточайшие партии. (Смеется.) Чтобы это все разобрать, мне необходимо хотя бы недели две полностью свободного времени. Думаю, мы решим этот вопрос.

Ну что ж, передавай Джиму наши поздравления с этим знаменательным событием! И всё-таки действительно хотелось бы услышать альбом, мне кажется, проект обладает хорошим потенциалом.
Уже много лет твоей любимой гитарой является чёрный Gibson, расскажи об этом инструменте, историю его появления у тебя и главных достоинствах?


Ну, я вообще фанат «лес полов». Конкретно этот инструмент я приобрел у ныне, к сожалению, уже покойного небезызвестного Макса Лайко. Собственно, что можно рассказать о Les Paul? Это Les Paul. (Смеется.) Как говорится, “this is Sparta!!!” На этом инструменте был записан мой сольник, новый альбом Archontes, несколько трэков на «Аве, Рок!», какой-то из альбомов Manic Depression, какие-то американские трэшеры еще, точно тоже не знаю. Ну, в общем, инструмент уже бывалый и надежный.

А что именно в его звучании тебя так покорило, чем, на твой взгляд, он выгодно отличается от других инструментов?

Ну, как я уже говорил, Les Paul — это Les Paul. Просто была возможность купить, вот я и купил, а со временем прикипел, как говорится. Я вообще не являюсь особым фетишистом в этом смысле, не даю своим гитарам имена и все такое. Я все-таки считаю, что 80 процентов звука в пальцах и голове исполнителя. Хотя с другой стороны я, конечно, не без обычных для гитариста тараканов в голове. Знаешь, как в анекдоте: сколько гитаристу нужно гитар для счастья? Правильно, еще одну! Стандартный «леспольный» звук, тот самый. (Смеется.)

Что ты думаешь о роли музыкального образования в формировании метал-гитариста, учитывая, что многие известнейшие отечественные гитаристы, особенно старшего поколения, — самоучки? Есть ли соответствующее образование у тебя?

Любой музыкант, считающий себя профессионалом и выступающий публично, должен понимать, что он делает с инструментом. Дело не в дипломе, но нужны знания как базис, фундамент, без этого будет самодеятельность. Ты ведь не сомневаешься, что повар, к примеру, должен разбираться какие продукты сочетаются, а какие ни в коем случае? Музыка — это такая же профессия. Я в разное время учился в известной джазовой студии «Москворечье», ныне это Московский Колледж Импровизационной Музыки, учился у известнейшего и, на мой взгляд, лучшего преподавателя гитары и автора популярных книг по гитаре Сергея Борисовича Попова, низкий ему поклон, учился на эстрадном отделении Гнессинки, но дорого там, не осилил до диплома. Ну и, заочно, так сказать, учился у мировых мастеров по их записям, видеошколам и так далее. И до сих пор учусь, кстати. А по поводу гитаристов старшего поколения, не забывай, что многие из них прошли школу советских ВИА, тогда были худсоветы и кого ни попадя на сцену не пускали.

А кого из мировых гитаристов ты мог бы назвать своими идейными вдохновителями?

Ох, сложный вопрос. Самое большое влияние на меня еще в детстве оказал, конечно же, Ули Рот в составе Scorpions и все гитаристы Оззика. Очень люблю, как играет Скотт Хендерсон, Дэвид Гилмор шикарен, Пол Гилберт чертовски хорош…В общем длинный список тут можно нарисовать. (Смеется.)

Кстати, о гитарном мастерстве. Некоторое время назад ты выпустил свой сольный инструментальный альбом Child of 80-s, который получил лестные отзывы от поклонников такой музыки. Стоит ли публике ждать новой гитарной пластинки?

У меня есть достаточное количество материала для инструментальной гитарной пластинки, так что да, как только у меня будет определенное количество времени на запись и сведение, я сделаю это, чувак. (Смеется.)

Надеюсь, ты уведомишь наш сайт о выходе альбома в первую очередь. (Смеется.) Существует неоднозначное мнение о сценическом имидже музыкантов: многие считают, что главное — умение играть, и тот же гитарист может быть одет хоть в домашнюю пижаму, лишь бы играл всё точно и близко к идеалу. Что думаешь на этот счёт ты?

Думаю, что любой концерт - это не только песни, это еще и шоу, и, конечно, надо выглядеть и действовать соответственно. На мой взгляд, это очевидно. Согласись, было бы странно видеть AC/DC или Iron Maiden в трениках с оттянутыми коленками и в засаленных майках, сидящими на стульях и упертых взглядом в гриф гитары.

Спасибо за подтверждение моего собственного мнения! В последнее время нередки разговоры о том, что пауэр-метал вырождается как жанр. Кто из мировых музыкантов на твой взгляд всё ещё держит марку на высоком уровне?

Я не считаю, что он вырождается. Я думаю, что просто традиционный металл и хард-рок перешли в некую новую стадию, как, например, блюз и рок-н-ролл. Прошли бум и мода, но своя публика будет всегда. Кто держит марку? По мне это все те же Helloween, Gamma Ray, Stratovarius…

Кстати, о последних. Stratovarius, одни из лидеров пауэр-метал, несколько лет назад продолжили свой творческий путь без своего лидера Тимо Толкки, который, как и ты, писал практически всю музыку в группе. Часть фэнов категорически не приняла группу в новом виде, отказав им в праве на существование. А что ты можешь сказать о последнем альбоме команды, “Nemesis”, если, конечно, слышал его?

Шикарный альбом, что ни песня, то хит! Очень понравился. Честь и хвала ребятам, что смогли продолжить без основного творческого стержня и задать высочайшую планку, не смотря ни на что.

А какие ещё альбомы из новинок в тяжёлом сегменте ты бы отметил для себя?

Gotthard “Bang”, Gamma Ray “Empire Of The Undead”, H.E.A.T. “Tearing Down The Walls”, ну и прошлогодние шикарнейшие релизы Megadeth ”Super Collider” и всё тот же Stratovarius “Nemesis”, великолепный альбом Энди Дериса и его Bad Bankers, Airbourne ”Black Dog Barking”, Black Sabbath “13”… Что-то я увлекся, похоже. (Смеется.)

Когда вы начинали полтора десятка лет назад, российских групп, играющих хэви-пауэр, было крайне мало. Сейчас таких коллективов расплодилось великое множество, но есть мнение, что количество так и не перешло в качество? Что ты думаешь о состоянии современной тяжёлой сцены в России?

Поскольку в России тяжелая сцена не является  индустрией, большинство ребят просто завязывают с музыкой через 2–3 года, максимум 5 лет, ну а те, кто делает музыку своей профессией, уходят из металла. С другой стороны, группы, не распавшиеся через эти самые 2–3 года и продолжающие чего-то добиваться и к чему-то стремиться, заслуживают уважения, потому что у нас это все происходит на голом энтузиазме. Так же как и многие организаторы, которые возят группы иногда даже в минус себе. Но с другой стороны, я считаю, что появилось много людей, занимающихся явно не своим делом. Знаешь, сложно поверить, но я встречал людей, которые искренне считали, что группа Arida Vortex передвигается исключительно на лимузинах с личными шоферами, и сильно удивлялись узнав, что на самом деле обычный транспорт для нас — это метро. (Смеется.) На самом деле, это далеко не дешевое дело, в которое мы вкладываем свои кровные деньги, при этом относимся к этому как к серьезной работе, так что, пользуясь случаем, хочу сказать: ребята, может иногда стоило бы пару монет подкинуть группе за скачанный альбом или песню хотя бы в качестве респекта? (Смеется.)

Совсем недавно Arida Vortex добрались с концертом до самых отдалённых рубежей нашей Родины в город Владивосток. Расскажи немного об этом концерте: как всё прошло, отличается ли публика от привычной московской тусовки?

Что ж, все прошло отлично, прекрасная, доброжелательная и благодарная публика, великолепный красивый город и организаторы на высоте, большие молодцы! Респект им. Надеюсь, что мы еще там окажемся. Так что большой привет Владивостоку! От московской тусовки чем отличается? Да в принципе, металхэды как металхэды во всем мире.  Разве что не такие избалованные количеством концертов.

И в завершение несколько нестандартный вопрос:  что ты думаешь о такой непростой вещи, как смысл жизни? В чём ты видишь смысл своей жизни?

Ты знаешь, мне кажется, что поиском смысла жизни озадачены в основном молодые люди. С возрастом как-то проще на это смотришь. Просто живешь и получаешь удовольствие от жизни. Проснулся с утра, жив, здоров, сыт — это уже кое-что. И чтобы твои близкие люди были живы и здоровы. Ну и, конечно, что до меня, то мне просто необходимо сочинять и исполнять свои песни перед публикой. Очень лестно осознавать, что твоя музыка кому-то помогает жить или просто дарит хорошее настроение и положительные эмоции.

Официальный сайт Arida Vortex: www.aridavortex.ru

Интервью: Вячеслав “Slash” Куприянов
 Фото: Анастасия Бельская
9 июля 2014 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker