Артерия

Артерия
Рок-н-ролл держится на людях, его слушающих

03.03.2014

Архив интервью

Артерия – группа старой закалки, но совершенно новой формации. За свою 11-летнюю карьеру коллектив прошел множество испытаний, обрел свою оптимальную форму и не утратил при этом собственной уникальности. И хотя у Артерии уже очень давно не было новых полноформатных релизов, музыканты готовы творить и покорять новые вершины. Первой вехой "новой истории" группы станет грядущий альбом, и о нем, равно как и о прошлом и будущем Артерии рассказали нам бессменный лидер коллектива Сергей Терентьев и его молодые коллеги - гитарист Сергей Ванюшин и вокалист Александр Кэп.

Прошло уже 8 лет с выхода последнего студийного альбома Артерии, «В Поисках Новой Жизни». Похоже на некий творческий кризис. Или же причина в другом?


Сергей Терентьев: Сразу после выпуска этого альбома Артерия, как базовый коллектив, включился в работу над проектом «Династия Посвященных - 1». На это ушёл год из нашей жизни, который мы провели в довольно жёстком графике работы. Это было как раз кстати для того, чтобы проявились все скрытые достоинства музыкантов группы: надо «съесть пуд соли», как говорится в пословице, чтобы понять, к чему готовиться в будущем... За этот год студийной работы и проявились многие особенности участников группы... Поэтому я не торопился записывать следующий номерной альбом. К тому же с момента выхода альбома «В Поисках Новой Жизни» в группе сменилось 9 музыкантов! К счастью, начиная с лета 2006 года, бессменным барабанщиком остается Сергей Кутаев. Ко всему прочему он всегда каким-то чудесным образом «обрастает» аппаратурой, помещениями для репетиций. В этом смысле нам повезло, потому что своя репетиционная база — это очень хорошо!

Собирать новый коллектив, сами понимаете, дело непростое. Человек проявляется не сразу, нужно какое-то время, чтобы почувствовать друг друга, почувствовать взаимодействие или его отсутствие. Отсюда и задержка нового материала. Люди не совершенны, приходится на что-то закрывать глаза, искать компромиссы. В общем-то, коллектив и есть «существо», состоящее из компромиссов. На поиск нужных музыкантов могут уйти годы. Это, прошу прощения за романтизм, поиск того «букета», который идеально «пахнет» в музыкальном смысле слова! Но самое сложное — это найти достойного вокалиста. Очень хочется надеяться, что нам это наконец-то удалось и работать c Александром Кэпом мы будем вместе долго.

Теперь, когда группа пришла в себя и нынешние участники уже успели сыграться, когда же нам ждать новый альбом?

Сергей Т.: Конкретных сроков мы называть не будем, но хочется надеяться, что альбом увидит свет этой весной. В него войдут вместе с бонусами 15-16 композиций. Бонусами будут те композиции, которые на данный момент доступны только в Интернете, но на альбоме они будут с новым звуком. Названия альбом еще не имеет, но, я надеюсь, мы придумаем что-нибудь пооригинальней, чем называть альбом по какой-нибудь одноименной песне. Как таковой концепции у нас нет, да и стилистически песни будут различаться между собой. Например, композиции «Искажение» и «Мы», написанные нашим гитаристом Сергеем Ванюшиным, отличаются от традиционного стиля группы. Что касается лейбла, здесь мы еще не определились, да и большинство из них разорились после кризиса, а те, что остались, не могут предложить хорошие условия. Так что возможен и свой собственный лейбл. Некоторые песни с будущего альбома мы уже исполняем на концертах, и, судя по реакции поклонников, эти песни займут достойное место в нашей дискографии. То есть мы по-прежнему экспериментируем. Тот старый материал, который нам приходилось и до сих пор приходится исполнять на концертах, в большинстве своем был написан (но не был представлен публике) для группы Кипелов, и в настоящий момент он уже отдает нафталином. Нужно привнести что-то свежее, и наши новые стилистические поиски соответствуют нашим планам. Во всяком случае, мы на это надеемся. (Смеется.)

То есть, то синтетическое звучание, которое присутствует в большинстве новых песен, получается осознанно?

Сергей Т.: Я бы сказал, это получается НЕИЗБЕЖНО. Постараюсь объяснить, почему так происходит. Большинство групп на сегодняшний день остается без финансирования. Финансирование, в свою очередь, складывается из количества проданных пластинок и количества посещений наших концертов. Сейчас же посещаемость концертов практически у всех групп заметно сократилась, а записи и вовсе качают из Интернета совершенно бесплатно, тем самым лишая группу куска хлеба. Чем меньше мы получаем денег за свои труды, тем меньше у нас бюджет на запись новой пластинки, со всеми вытекающими последствиями. Если запись альбома «Лети На Свет» обошлась в $ 22 000 (и это только себестоимость, не считая расходов на бензин, здоровье и прочее), то сейчас записывать альбом приходится, грубо говоря, «на коленке». Хорошо, что у Сергея Кутаева есть своя база, на которой стоит наша аппаратура. Там мы репетируем и записываем материал. А сводить уже приходится в «цифре», а не в «аналоге», и здесь стоит сказать «спасибо» всем тем, кто не купил нашу пластинку, а скачал ее из Интернета с пиратского сайта. Альбом «Лети На Свет» сводился на аналоговом микшере, поэтому и звучание у него совершенно другое по сравнению с новыми песнями. Более живое, что ли... «Цифра» все-таки менее приятна на слух, согласитесь. Вот и ответ на поставленный вопрос, если я его правильно понял. Если же речь шла о синтезаторной синтетике в аранжировках, то она присутствует практически везде, начиная с первого альбома группы.

Многие группы сотрудничают с небезызвестной Маргаритой Пушкиной. Будут ли на новом альбоме композиции, текст которых принадлежит перу Маргариты Анатольевны?


Сергей Т.: Нет, таких песен не будет, мы уже давно с ней не сотрудничаем. Точнее - она с нами.

А в чем причина разрыва отношений?

Сергей Т.: Может быть, это ее реакция на мою критику к тексту песни, которая потом, уже с моим текстом, получила название «Время Не Ждет» с альбома «Лети На Свет». Это единственная песня Артерии, на которую Рита взялась написать текст. Возможно, что в связи с моим уходом из групп Ария и Кипелов мой статус в глазах Маргариты Анатольевны изменился, работа с Артерией ей стала не интересна или не выгодна. С тех самых пор, кроме работы над проектом «Династия Посвященных», мы больше не сотрудничали. Да, Рита предлагала неизданные тексты, которые она выложила в сеть Интернет для использования всеми желающими. Мол, выбирай любой, который понравился, и пиши на него музыку. Но я еще не перестроился до такой степени, чтобы писать музыку на тексты. Не спорю – в будущем, может, и придется перестроиться, но не сейчас. Поэтому я не смог ничего почерпнуть из предложенного материала, из которого уже почерпали все желающие рок-группы нашей страны. Обходимся своими силами. Например, текст к песне «Ветер И Птица» написал Евгений Миканба, на которого мы вышли с помощью одного из наших доброжелателей, затем появилась Наталья Захарова, которая написала хороший текст на боевичок «Говори С Миром».

Ну и как результат? Довольны сотрудничеством?

Сергей Т.: Лично мне нравится. В роли главного судьи в конечном итоге все равно выступает публика. Я вот, например, после того, как мы записали начисто песню «Грязь» для альбома группы Ария, был уверен, что песня получилась - полный отстой. Поначалу мне даже было стыдно за нее, а потом я привык! (Смеется.)

А что было не так с этой песней?

Сергей Т.: Просто любой творческий человек всегда мучается сомнениями — а все ли сделано на совесть, об этом ли должна быть песня и так далее. Мне тогда казалось, что эта песня слишком приземленная. А в итоге она оказалась хитом. Музыканты пишут, а уж народ выбирает, что ему слушать.

За всю историю в Артерии сменилось много музыкантов, а это весьма нехороший показатель для группы. В чем причина такой «текучки»? Не удерживаются из-за жесткой дисциплины? Или же музыкант должен обладать какими-то отменными музыкальными способностями?


Сергей Т.: Начну с того момента, когда Вячеслав Селин и Сергей Сергеев без моего согласия заявили в официальном видео от имени группы Артерия о том, что группа наконец-то меняет музыкальный стиль и теперь все будет совершенно иначе. Считаю, что это не порядочно: я потратил очень много усилий, денег, здоровья и времени для того, чтобы группа процветала. Я не мог позволить кому-либо менять стиль моего детища, да еще и в мое отсутствие. Мы выяснили отношения и пришли к выводу о прекращении совместной деятельности. Далее, Андрей Волков, перспективный вокалист, встретил свою любовь, женился и переехал в другой город, что сделало невозможным его участие в группе. Потом наш басист, Николай Коршунов, ушел работать в группу Крематорий, и, соответственно, гастрольный график такой известной группы исключает возможность работы в группе Артерия. Юрий Макаров, басист, устроился на работу в телевизионную съемочную команду, которая месяцами не бывает дома. Эдуард Шаронов, гитарист, ушел работать в проект Хора Турецкого Сопрано-10; гастрольный график такого проекта тоже исключает возможность работы в группе Артерия. Следом - Григорий Стрелков. Для создания полноценного альбома мы очень редко виделись. Григорий - начальник на каком-то производстве, человек занятой. Плюс к этому - семья, дети, группа Асферикс и кавер-проект Greenwitch. Он все реже и реже стал посещать наши репетиции, в лучшем случае он успевал спеть на репетиции половину нашей программы, так как приезжал почти всегда с большим опозданием, в результате чего работа в группе свелась к катастрофическому минимуму. Мне это надоело, и я предложил группе с Григорием расстаться. Я думаю, что большинству хочется быстрой славы, денег, а слава не приходит. И денег все нет. Вспоминаю работу в Арии: мы не вылезали из студии годами! Я в три часа дня приезжал на студию и уезжал в три часа ночи домой, просыпался и опять ехал на студию. И так, за исключением концертов, без выходных! Да, это была самая настоящая «пахота», но и результат был! Нужно очень много работать, чтобы публика захотела тебя слушать!

 С Александром Кэпом быстро нашли общий язык?

Сергей Т.: Александр, насколько я знаю, давно мечтал петь именно в Артерии, вот его мечта и осуществилась. Он всегда работает над собой, развивается и прогрессирует. Он молодец, всерьез занимается голосом и здоровьем. Кэп быстро включился в работу, постоянно генерирует идеи, пытается продвигать группу на разные фестивали. Даже нашел специалистов, которые, по его словам, за умеренные деньги могут снять видеоклип на новый материал.
Общий язык мы с Александром нашли в студии, во время работы над записью вокала. Это - одно из главных достижений, потому что работа на студии для вокалиста часто очень тяжела и физически, и морально — делается финальный продукт, на котором ты должен показать все свои возможности.

Александр, вопрос к вам. До вас в группе Артерия сменилось очень много вокалистов, вы, если мы не ошибаемся, седьмой по счету. Может, пора сломать этот негативный стереотип?

Александр: По-моему, я его уже сломал. До Артерии я начинал работать с одной группой, название которой из-за своих соображений я называть не буду. И когда я пришел к ним на первую репетицию, то сразу понял, что это не мое, не было какого-то комфорта. С Артерией же все наоборот – на первой репетиции я спел необходимые вещи, чувствуя себя в своей тарелке. Когда ты все делаешь от души, работа идет легче, и ты видишь, что энергия сходится в нужном, так сказать, русле. Хочется надеяться, что Артерия для меня – это надолго.

Тогда вопрос к коллегам Сергея - как к музыкантам, недавно пришедшим в коллектив. Как вам работается с Сергеем Терентьевым?

Александр: Сергей как гитарист мне всегда импонировал, от него исходит какая-то положительная энергия. Он отличный лидер, который пишет большинство песен, но при этом трепетно относится к каждому музыканту. Ответственно подходит к какому-либо решению любой задачи. Никогда не принимает решение единолично, а обязательно соберет собрание, выслушает мнение каждого и на основе этого, путем тщательного взвешивания всех «за» и «против», вынесет итоговый вердикт. Чем дольше мы работаем вместе, тем больше он меня радует!

Сергей Ванюшин: Надеюсь, что за эти два года я все-таки сумел прижиться в Артерии. Тем более, песня, написанная мной, получила одобрение и будет включена в будущий альбом. Когда мне предложили место в Артерии, естественно, я сразу же отреагировал на имя Сергея Терентьева. Когда он был в «арийском» составе, я часто наблюдал за его сольной, технической работой. И, конечно же, возможность поработать с таким профессионалом подкупала. Я никогда не смотрел на участие в группе Артерия как на какую-то сверхъестественную, успешную карьеру, кучу денег и море рок-н-ролла. Мне всегда было интересно несколько другое. Работать с Сергеем очень комфортно, в коллективе профессиональные и дружеские отношения. Да, в каких-то моментах нужно проявить субординацию, уметь лавировать и понимать, кто на каком этапе находится. Сергей – человек с богатым, глубоким музыкальным опытом, демократичный лидер и понимающий музыкант. В Артерии он скорее не правитель, а отец нашего семейства. И, в отличие от большинства предыдущих участников, я намерен работать в Артерии и дальше.

Сергей Т.: Да, иногда приходится проявлять лидерские качества! (Смеется.) Вот недавно на репетиции у нас случился такой разговор. Александр Кэп озвучил фразу: «Ну, когда же, наконец, новый альбом у нас выйдет?». И Сергей Ванюшин его поддержал. А я и говорю: «А что вы для этого сделали, Сергей?». Он отвечает: «Я принес одну песню». Я говорю: «Мало принес, надо еще!», и он практически сразу приносит вторую! Вот как-то так.

То есть, вы считаете сегодняшний состав группы оптимальным?

Сергей Т.: Если я буду думать иначе, то что тогда будут думать музыканты? Да, у нас сейчас оптимальный, дееспособный состав. Не хватает разве что немного скорости - у всех есть свои дела, ученики, основная работа и прочие факторы. Это нормально. Но и группе нужно уделять много времени, это такая же работа, та же пахота, как и любая другая. А может, даже и похлеще.

Как мы поняли, каждый участник группы имеет полное право на творчество.

Сергей Т.: Совершенно верно. Нет такого, что вот АрТерия – это искусство исключительно Тери. Да, работа над новым материалом у нас движется крайне медленно. Но ведь нельзя сделать что-то хорошее за рекордно быстрые сроки. Легко сделать быстро что попало, а потом краснеть за результат всю оставшуюся жизнь. Основным камнем преткновения для нас являются тексты. И Сергей Ванюшин в данной ситуации выступает в роли спасителя, принося песни своего авторства - уже с текстами.

Как вы думаете, почему на российском «тяжелом» рынке так четко выстроена иерархия метал-команд? Ведь высший эшелон принадлежит разве что группам Ария и Кипелов. Что необходимо группам вроде Артерии, чтобы выйти на этот высший эшелон?

Сергей Т.: Во-первых, нужен грамотный администратор, группа администраторов, которые имеют пробивные способности, умеют креативить и многое другое. У Арии, к примеру, был Виктор Векштейн, который имел качества, позволившие группе сделать искрометный старт, в продолжение - подъем и долгие лета творческой жизни, которые, безусловно, были подкреплены талантами музыкантов. Музыканты, как правило, в своем большинстве не имеют такой пробивной «жилки», и поэтому много талантов так и остаются в забвении. И много бездарей с административными способностями царят на телеэкранах и в ротациях радиостанций. Во-вторых, группе необходимо, образно выражаясь, «застолбить участок под свой огород», четко понимая, кто является адресатом. В Арии заработанные деньги мы вкладывали в «раскрутку» группы (видеоклипы, стикеры с логотипом «Ария», которые мы сами расклеивали в поездах, самолетах и везде, где только можно). Помню, в середине 90-х мы ездили на гастроли с одной «боссовской» (BOSS) примочкой дисторшн, без каких-либо колонок и усилителей, «втыкали» дисторшн прямо в линию! Был ужасный звук, но публика отрывалась, были переполненные залы! Затем свою роль сыграло сотрудничество с компанией «Harley Davidson в Москве», благодаря которой публикации о нас стали появляться в популярных журналах, а в ротации «Нашего Радио» зазвучали наши песни. Последовало даже приглашение на канал MTV! В эфире появился наш ужасный видеоклип «Грязь», причем сюжет клипа с нами никто и не согласовывал – просто взяли и поставили в эфир как он есть. Но как?! Ведь тогда отечественные группы, играющие тяжелую музыку, нельзя было увидеть на MTV - неформат! На тот момент без помощи свыше достигнуть всего этого было просто нереально, а сейчас, когда на улице плюнешь и попадешь в музыканта, и в условиях жесткой конкуренции - еще и во много раз сложнее! Так что большое спасибо «Harley Davidson в Москве», что приняли непосредственное участие в развитии группы. Без такого сотрудничества история Арии, скорее всего, развивалась бы как-то иначе...

В итоге — любому проекту, чтобы достигнуть высшего уровня популярности, необходимо иметь не только талантливых и креативных участников и прекрасный контент, но и меценатов, готовых пожертвовать приличные суммы на лучших сценаристов, лучших клипмейкеров, съемки на Кипре, как пример, лучшие декорации, костюмы, запись в лучших студиях, как правило дорогих, лучшие фотосессии, публикации в центровых журналах и появление в эфирах центровых каналов. Наверняка я еще многое упустил… Вот в двух словах, что нужно группе для развития.

Сейчас, как мне кажется, стало все сложнее. Слушатель, грубо говоря, «заелся», перестал ходить на концерты, скачивает все из Интернета. Действительно, зачем идти куда-то на концерт, когда можно устроить концертный зал у себя дома? Сидишь в тепле в любимом кресле, включил концерт на огромном экране, по бокам хорошие колонки с хорошей акустикой, никто не толкается, под рукой любимое пиво. Для себя любимого ничего не жалко. А в клубе, может, звук плохой будет, а вдруг пиво невкусное, да и слэм случиться может. И таких людей стало значительно больше, чем раньше.

Сергей В.: Я считаю, что все гораздо проще – людей, которые как-то связаны с рок-культурой, нужно лечить. Они забыли, что такое тусовка! В апреле того года я был в Финляндии, после концерта Killswitch Engage зашел в бар “Bakkari” в центре Хельсинки, который является местным неформальным местом. В этом баре я повстречал тур-менеджера Nightwish, бывшего тур-менеджера Алекси Лайхо, гитариста Kreator, после подтянулась вся группа Killswitch Engage, с техниками которой мы дружно попили пива. Когда мы зашли в местное “Hard Rock Café”, мы попали на финал конкурса “Hard Rock Cafe Calling”. Выступали три местные, абсолютно никому не известные команды, а в жюри сидел барабанщик The 69 Eyes. То есть, город живет этой культурой. У них тоже есть Интернет, Facebook и куча-куча других социальных ресурсов, но это ни в коем случае не убивает в них желания тусоваться «аналоговым способом»… В бар “Bakkari” можно припереться в любой день, и ты каждый божий день будешь видеть там большую тусовку, даже если там нет концерта. Там всегда будут чуваки, которые постоянно что-то обсуждают, спрашивают, узнают последние новости, ржут, напиваются и так далее. ТУ-СОВ-КА! Собственно говоря, весь рок-н-ролл держится на людях, которые его слушают, если эти люди инертные – рок-н-ролл будет такой же.

Сергей Т.: Обидно еще и то, что в одной Москве репетирует просто огромное количество групп. Каждая репетиционная база расписана по минутам, прямо конвейер какой-то. И где все эти группы?! Включаем телевизор, а там Кобзон, Лещенко… В лучшем случае это Меладзе.

А вы следите за творчеством своих коллег? Как вам, например, новый вокалист Арии? В Интернете его уже успели окрестить Михаил Кипелов-младший.

Сергей Т.: Михаила я знал еще до того, как он попал в Арию. Мы с ним пересекались на записи «Династии Посвященных». Но в Арии ему приходится трудновато. Особенно это заметно по видеорепортажам с американских гастролей. Может, виной тому акклиматизация, смена поясов, я не знаю...

А вам не кажется, что в Арии Михаил теряет свою индивидуальность ради того, чтобы группа была такой, какой ее хотят видеть?

Сергей Т.: А куда ему деваться? Виталий Дубинин - мощный человек, хороший вокальный продюсер, он умеет добиваться своего. Вот он, видимо, этого и добивается. Это тоже искусство - «вынимать» из человека голос! Думаю, что та же ситуация была и с Артуром Беркутом. В композиции «Никто», которую дуэтом спели Валерий Кипелов и Артур Беркут в рамках проекта «Династия Посвящённых-1», многим слушателям сложно отличить, где поет Артур, а где Валерий. То есть, в Арии также была проведена огромная работа над вокалом Артура Беркута, чтобы он выработал в себе тот тембр, который был необходим группе.

А что вы можете сказать по поводу судебной тяжбы между Артуром и группой Ария?

Сергей Т.: Группа Ария как автор произведений, и я в том числе, по закону имеет право наложить запрет на исполнение своих произведений. А вот Артур, говоря по-простому, решил, что интеллектуальная собственность — это добро народное и никому не принадлежит, поэтому исполняет чужие песни на своих концертах, то есть обкрадывает своих бывших коллег, поскольку своего конкурентоспособного контента, за который публика готова заплатить, у него нет... Авторы песен зарабатывают на жизнь исполнением своих композиций. В этом есть очень определенный смысл — уникальная группа исполняет уникальные произведения, и не должно быть иначе. Для примера — группа Артерия не исполняет песни группы Ария, за исключением песен, написанных мной. Это, прежде всего, вопрос этики. Поэтому случилась эта тяжба, где я принял сторону группы Ария.

Но ведь Артур отработал в Арии 9 лет, и это немалый срок.

Сергей Т.: Ну и что? Этот факт не делает его автором этих песен и не дает право на их исполнение. Я тоже почти 9 лет проработал в Арии, но это не дает нам право исполнять песни Арии не моего авторства. Хотя, теоретически я могу позвонить Холстинину и Дубинину и спросить у них разрешения на исполнение их песен, и не факт, что мне отказали бы. Но Артур делает это без спроса и на постоянной основе, что и повлекло за собой такую конфликтную ситуацию.

Ладно, давайте закроем эту неприятную тему.

Сергей Т.: Да, а то еще Кипелов это услышит и опомнится! (общий смех)

Чуть больше года назад вы приняли участие в качестве приглашенного гостя, на юбилейном концерте группы Кипелов в “Crocus City Hall”. Как изменилась группа на сцене? Старые обиды уже забыты?


Сергей Т.: Старые обиды забыть не так просто. А изменилось многое. Раньше в группе саундчеком руководил я, и во время выступления на сцене было слышно все: и гитары, и барабаны, и бас. А в этот раз я «отчекался» нормально, но без участия Кипелова, и, когда пришло выйти на сцену, я услышал глубокий голос Кипелова и более ни одного инструмента. То есть мне пришлось выйти на сцену и отыграть вслепую. Я вынужден был смотреть на артикуляцию Валерия и на барабанщика Александра Манякина, чтобы хотя бы зрительно контролировать темп и так далее. Поэтому я, может, и кривовато отыграл там, не очень качественно. То есть, у них изменилась сама суть настройки звука на сцене — очень громко звучит один голос, остальных инструментов нет!

А в плане студийного звучания группа как изменилась?

Сергей Т.: Я как-то имел удовольствие послушать винил «Жить Вопреки». На тот момент у меня как раз появилась «винильная» система. И, знаете, мне понравилось! Звук очень хороший! Вот альбом «Реки Времен», сведением которого занимался Виктор Смольский, мне не очень понравился.

А что вы думаете о «феномене Кипелова»? Новый материал выходит крайне редко, концерты из года в год практически идентичны, но при этом из года в год группа собирает полные залы.

Сергей Т.: Здесь все как у Томаса Андерса – магия голоса. Вот только сколько это все еще продлится – неизвестно. Голосовой аппарат уже в возрасте и не так совершенно работает, как хотелось бы. Я просто знаю эту историю изнутри, здесь не все так просто.

Давайте поговорим о вашем втором проекте, GlossyTeria. Работа над ним на данный момент прекращена, верно?


Сергей Т.: Да, сейчас мы занимаемся только Артерией. На GlossyTeria просто нет времени: дети, школа, сгоревший загородный домик, стройка…. Много всего навалилось. Пусть лучше на этот вопрос ответит моя супруга. (Наталия Терентьева все это время сидела за соседним столиком, наблюдая за происходящим.)

Наталия: На самом деле приоритеты изменились. Я прекрасно понимаю, что GlossyTeria скорее студийный проект, нежели полноценная группа, у нас было всего пара выступлений. Всю работу в этом проекте мы с Сергеем делаем вдвоём — от написания материала до полностью готового продукта на выходе. Другие музыканты подключаются только в момент записи, им не приходится принимать участие ни в сочинительстве, ни в продвижении группы. Финансовые расходы «от и до» полностью взяли в этом проекте мы с Сергеем. Мы не связаны изначально ни с какими лейблами или спонсорами, сами себе хозяева. Поэтому нам с GlossyTeria проще — это наше c мужем поле для самореализации. Мы очень ценим, что с нами рядом такие чудесные музыканты, хотя, по сути, в GlossyTeria мы сотрудничаем в формате сессионной работы. Вот, Данилу Захаренкова именно я настаивала позвать в GlossyTeria. Кто же знал, что так всё удачно сложится и он станет участником Артерии. Артерия – это такое многострадальное детище... Сейчас на выпуск её нового альбома пущены все наши силы. Хотя у GlossyTeria уже давно лежит пересведенный альбом для выхода в свет в полноценном виде, остается только допеть одну уже записанную песню и выпустить, наконец-то, дебютный альбом в полной версии. Но мы не отвлекаемся на GlossyTeria. Сначала - Артерия. Надо уметь вовремя расставлять приоритеты!

Сергей Т.: Для того, чтобы успешно концертировать с проектом GlossyTeria, нужно иметь огромный технический опыт, а нам, может быть, его и не хватает. Хотя на студии у Наталии хороший опыт. С ней очень легко, быстро и комфортно работать — не надо ничего объяснять, партии за неё придумывать... Помимо прочего, она главный редактор журналов «Интеллектуальная собственность» и «Авторское право и смежные права». Тема, как вы уже поняли, для нас близкая, и благодаря моей супруге я ее изучаю. При этом голос Glossy (хоры, бэк-вокал) можно услышать практически в каждой песне Артерии в течение нескольких последних лет. Новый альбом Артерии - не исключение. Я благодарен своей супруге не только за пение... Она помогает практически во всем, что касается группы — фотосессии, редактирование фото, съемка видео, участие в написании и редактировании текстов для песен, создание афиш, баннеров, обложка сингла «Боль» - ее работа (именно она придумала выпустить 50 эксклюзивных дисков). Также поиск художников для оформления нового альбома, общение с ними, верстка буклета и многое другое лежит на ее хрупких плечах не первый год. Кстати, автор идеи DVD «5 Баллов» тоже она. Придумала, составила план, организовала и провела съемки всех интервью... Монтировали мы этот DVD вдвоём. В этом году Glossy приятно удивила меня, подарив группе к юбилею новый сайт.

Раз зашел об этом разговор, то как вы относитесь к новому антипиратскому закону, о котором сейчас так много говорят?

Сергей Т.: Во всем цивилизованном мире подобный закон давным-давно работает и приносит хорошие деньги правообладателям. Закон должен работать, иначе мы будем, как любит выражаться Сергей Ванюшин, «нищебродами». Я вижу, как изменилась Россия с тех самых пор, когда мы ездили с Арией на концерты с одними примочками, без усилителей и колонок. Я вижу, какие дворцы выросли по дороге на нашу дачу. Это миллионы долларов на каждом участке. Люди что-то производят, продают, тем самым что-то зарабатывают. Это и есть товарно-денежные отношения, рынок. Но почему у музыкантов он не должен работать? Мы же тоже хотим получить свою зарплату за нашу работу, иметь стимул творить дальше. Чтобы наш результат работы не скачивали бесплатно из Интернета, а заплатили за него положенные нам три копейки, умноженные на 145 миллионов наших соотечественников, в лучшем случае. Тогда мы сможем позволить себе снять видео, которое будет конкурировать по сюжету и качеству с зарубежными, арендовать достойные концертные залы с хорошо звучащей аппаратурой и акустикой зала, делать качественную рекламу концертов и заниматься благотворительностью не в ущерб семьям музыкантов. Нам хочется хорошо жить, творить и делать это не в свободное от работы на «стройке» время, а вместо него.

Но ведь пиратство может принести и пользу: благодаря таким «пиратам» ваша музыка попадет в свободный доступ, благодаря чему ее смогут скачать и послушать намного больше слушателей, чем это может произойти с продажей дисков. Ведь диски сейчас мало кто покупает, разве что настоящие поклонники группы и коллекционеры. Основная аудитория - это студенты и школьники, у которых попросту нет денег на новый альбом. Да и многие группы в Советском Союзе и стали известными благодаря такому пиратству.

Сергей В.: Мы и не призываем покупать наши диски. Можно просто скачать любой понравившийся трек с нашего официального сайта за три копейки. Цена трека здесь значительно ниже, чем цена этого же трека на физическом носителе, а количество людей, которые могут себе это позволить, в разы больше. Для примера – группа Radiohead выложила для скачивания на официальном сайте свой альбом “In Rainbows”, а цену за скачивание слушатель определяет сам. Можно просто поставить 0 и нажать “download”. Том Йорк далеко не глупый человек, он прекрасно понимал, что этот альбом скачают миллионы людей, и если, допустим, из миллиона человек 10 тысяч заплатит по доллару, а фанаты могут заплатить и по 10, то можете посчитать, какая сумма получается. То есть, покупка треков в Интернете – это крайне цивилизованный, абсолютно выгодный для всех способ. Тебе не надо никуда идти, ты заплатил три копейки и получил трек. И так сделал каждый второй. Музыканты счастливы, все счастливы, все слушают музыку, ее не стало меньше, она стала только лучше, потому что музыканты получают деньги, платят за студийное время и делают более качественный продукт.

А что касается студентов и школьников… На тот момент меня никогда не ломало: если нужен был диск – поехал и купил, всегда находил какие-то деньги, и почему-то тогда ни у кого вопросов таких не возникало. А сейчас мы уже какое-то время пожили в этой оголтелой халяве, когда все развлечения бесплатные, все лежит в свободном доступе. И теперь после принятия антипиратского закона многие начали задумываться - а как это так? Ведь я привык все получать на халяву. Если грязь превратить в золото, то этого золота станет столько же, сколько и грязи, и ни у кого не будет возникать вопросов, зачем покупать золото, его и так много, как грязи. То же самое и с музыкой. Если этот закон цивилизовать и нормализовать, то люди через какое-то время перестанут думать, что это так дорого. Ведь те же самые студенты в баре тратят на кружку пива 250 рублей, а диск стоит 300!

Сергей Т.: Да, сложно отказаться от искушения халявы, когда стоит лишь протянуть руку и взять бесплатно. Плюс ко всему ими движет безнаказанность. Но стоит одного взять за жабры, как многие сразу же задумаются. Если будет работать этот закон, то изменится не только качество музыки, но и сами концерты обретут иной вид: мы могли бы сделать декорации, заказать дополнительный свет, звук, могли бы справить себе дорогие эксклюзивные концертные костюмы, ведь музыкант обязан хорошо выглядеть на сцене.

Сергей В.: Мы могли бы накрасить Кэпа! (общий хохот)

Александр, вопрос к вам. Совсем недавно вы приняли участие в вокальном конкурсе «Наш выход!» на канале «Россия -1». Какие впечатления у вас остались от участия в этом шоу?

Александр: Как вы уже знаете, участие в этом конкурсе было возможно только семьей. Инициатором был мой брат. Отец поначалу отказывался от участия. Но в процессе все наладилось. Впечатления от всего этого остались далеко не приятные. Единственное хорошее впечатление вызвал высокий уровень организации и съемок. А в остальном все это, скажу честно, большая лживая игра. Но все же я получил огромный опыт от этого участия. Например, когда смотришь телевизор, создается впечатление, что меня снимает всего одна камера, на которую я работаю. Но в действительности этих камер множество, и тебе нужно на одном слове посмотреть в одну камеру, а на другом в другую. И это нужно отрепетировать всего за несколько часов: с утра репетиция, вечером съемка. И, конечно, такая быстрая работа проходила не без ошибок.

Сергей, а как вы вообще к этому отнеслись? Вы смотрели его выступление? Болели за него?

Сергей Т.: На тот момент мы как раз отдыхали в Анапе. Включаем телевизор – а там Саня с микрофоном! Конечно, приятно, что наш вокалист прошел кастинг и дошел до такого высокого уровня, раз на всю страну показали. Там же не дураки сидят, я надеюсь. Но вот песня ему досталась, скажем так, не из его репертуара, хотя исполнил ее вполне достойно. Кэп у нас очень активный, постоянно куда-то лезет и чего-то добивается. Пробивной человек, именно такой нам и нужен был.

Александр, а реально ли человеку, обладающим сильным голосом, но не имея нужных связей и финансирования, добиться каких-либо успехов на телевидении?

Александр:
Скорее всего, это невозможно. Всех интересует только одно – деньги. Сейчас масса людей, которые хотят петь на большой сцене. И продюсерам абсолютно все равно, какой у тебя голос: плати бабло, и будем работать. Так что в попсе все закручено вокруг денег, а не вокруг таланта. Поэтому рок-музыка сама по себе дикий труд. Хотя опять же, нужны деньги для раскрутки, выпуска альбома или съемку клипа.

Вы также были лауреатом международных вокальных конкурсов…

Александр: Да, было дело. Один из них мне запомнился особо – международный поп-рок-конкурс в Болгарии. На него мне пришлось ехать совершенно одному, так как мой педагог на тот момент заболела. А все приезжали с родителями, менеджерами, помощниками. В общем, я остался без какой-либо поддержки. Но я справился. Подобные конкурсы, особенно с прямыми эфирами, дают хорошую закалку. Когда многим трудно бывает настроиться из-за переживаний и всяких нехороших мыслей в голове, ты просто выходишь и работаешь.

За вашими плечами студийная работа с такими зарубежными музыкантами, как Пиви Вагнер из Rage, Ханси Кюрш из Blind Guardian. Отличается ли принцип работы с зарубежными музыкантами?


Александр: Я не думаю, что наши вокалисты отличаются чем-то по уровню от зарубежных. Взять для примера Артура Беркута, с которым мне также приходилось работать. Он прекрасный вокалист, ничем не уступающий тому же Кюршу. Единственная разница – это сам подход к записи и некоторые секреты. Если Беркут записывал вокал по стандарту, то Кюрш, например, писал три дорожки сразу: одна дорожка - фальцет, другая – скриминг, третья – грудь. Далее все три дорожки соединяют, получается жирный, «мясной» звук. Ну и последнее различие – зарубежные музыканты отличаются своей пунктуальностью, все сделали точно в срок, плюс-минус 30 минут. Раз – и все, треки уже готовы. Беркут же после некоторых раздумий решил все-таки взять денек на «порепетировать». Но в итоге все записали в лучшем виде, повторюсь – вокалист он действительно суперский. Честно признаться, я не ожидал, что мне когда-то предстоит работать с такими сильными музыкантами. Еще выделю Сергея Маврина, хотя он и не вокалист. Он по-другому «поёт».

Раз вы уже сами упомянули Сергея, у нас есть вопрос, связанный с ним. Ни для кого не секрет, что вы любите животных. Ваш кот Лева уже давно стал звездой Интернета. Сергей Маврин же является активным борцом за права бездомных животных. Насколько близка вам эта тема? Разделяете интересы Сергея?

Александр:
Разделяю, но не настолько активно. Мне бы пока своих продержать. (Смеется.) У меня же и кот, и попугай, и рыбки, и даже собака.

Подводя итог сегодняшней беседы, хочется поинтересоваться вашими планами на будущее. Чего ждать от Артерии помимо нового альбома?

Сергей Т.: Не хочу забегать вперед, для начала все же нужно альбом доделать и выпустить его в должном виде. А уж потом ставить для себя новые задачи. У нас есть «задел» песен, на которые пока не написаны тексты. Так что по-прежнему приглашаем к сотрудничеству авторов текстов. История продолжается!

Официальный сайт Артерии: http://www.artteria.ru/

Выражаем благодарность Наталии Терентьевой за помощь в организации этого интервью.

Интервью - Александр «SUMRAK» Нефедов, Ирина Шершнева
Фото концертные - Александр «SUMRAK» Нефедов
Фото интервью - Александр «SUMRAK» Нефедов, Наталия Терентьева
14 января 2014 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker