Lingua Mortis Orchestra

Lingua Mortis Orchestra
Я думаю, мы очень счастливые люди

24.07.2013

Архив интервью

Название “Lingua Mortis” хорошо знакомо поклонникам немецкой группы Rage. Впервые оно появилось еще в 1996 году – так назывался мини-альбом, на котором Rage в сопровождении оркестра делали симфонические версии своих популярных боевиков и эпиков. С тех пор это название неоднократно появлялось на обложках и в выходных данных релизов немецкого трио, в которых использовалось оркестровое звучание, но в 2013 году под именем Lingua Mortis Orchestra (уже без упоминания Rage) появился уже отдельный проект, пусть даже его движущей силой являются все те же трое музыкантов. Релиз альбома “LMO” назначен на 2 августа, и публике еще только предстоит составить свое мнение о том, насколько необходимо такое разделение проектов, ну а мы пока представляем вашему вниманию точку зрения самих создателей альбома. А именно, гитариста Виктора Смольского, который, несмотря на превратности телефонной связи, бывшей в этот раз особенно немилосердной к нашему порталу, все-таки дозвонился к нам из Германии.

На протяжении почти двух десятилетий Lingua Mortis Orchestra был скорее симфоническим придатком к группе Rage, чем самодостаточной творческой единицей. Почему же именно сейчас это название стало самостоятельным и было вынесено на обложку как отдельный бренд?

В 1996 году мы записали альбом "Lingua Mortis" с пражским оркестром. Потом это стало названием оркестра. Они менялись: это был и пражский оркестр, и минский симфонический оркестр, который был запечатлён на DVD в Вакене. И когда мы писали альбом "Speak of the Dead" (2003), то хотели разъединить материал и сделать двойной диск – отдельно оркестровый альбом, отдельно песни Rage. Половина на половину – это тяжело и для фэнов и для нас, поскольку в студии делать компромисс по звуку очень непросто. И у Rage фэны чуть-чуть разъединяются. Очень много тех, кто любят более тяжёлые старые или новые песни, которые играются как трио – металл без прогрессивных, клавишных и оркестровых моментов. Но в последние годы появилось множество фэнов, которые больше хотят увидеть концерт с оркестром. И после нашего последнего выступления с оркестром в 2010 году – а мы выступали как хэдлайнеры на “Rock-Hard Festival” в Германии, и концерт прошёл с огромным успехом, - фэны просили разъяснить, что будет дальше: нормальные песни или оркестровый альбом. И что мы будем играть на гастролях – многие путались и просили нас разъединить программы. В принципе мы уже давно эту идею «крутили», вели переговоры с записывающей фирмой, и сейчас это всё воплотилось. И похоже на то, что все довольны. Нам интересно так работать, разделив Rage и Lingua Mortis Orchestra.

То есть, в дальнейшем Rage будет работать исключительно как металлическое трио безо всяких оркестровок?

Да. Мы будем двигаться в направлении последнего альбома "21" (2012). Перед двадцать первым альбомом мы уже определились, что Rage не будет использовать оркестр. Это будет трио, а всё оркестровое будет выходить под названием Lingua Mortis Orchestra. Так всем понятнее и проще.

За прошедшие годы с группой работало несколько оркестров. Получается, что любой оркестр, в ярости укушенный группой Rage, превращается в Lingua Mortis Orchestra?

Ну, Lingua Mortis Orchestra – это не название оркестра, а название проекта. И в этом проекте не только оркестр, это группа, оркестр и на данный момент четыре вокалиста.

На промо-фотографиях изображены пять человек – трое музыкантов Rage и две девушки. Я так понимаю, это вокалистки. А кто тогда четвёртый певец?

Две вокалистки – это Дана (Харнге), профессиональная оперная певица из оркестра радио и телевидения в Германии, и Жанетт (Марчевска). А четвёртый - это гость, который поёт на альбоме и будет участвовать в туре - Хеннинг Бассе, экс-вокалист Metallium. Он пел во многих группах и, в принципе, очень известен. Нам очень нравится его голос, и вообще он клёвый парень!

Что за оркестр принимал участие в записи на этот раз?

Два оркестра! Минский, который играл с нами на Вакене, и испанский оркестр из Барселоны.

С минским оркестром всё вроде бы понятно – с ним давняя связь. А почему именно барселонский?

Дело в том, что как раз с минским оркестром у нас были сложности  в 2010 году - у ребят не получилось приехать из-за этих долбанных визовых проблем, которые ещё имеются на территории бывшего Советского Союза. Все эти визы, визы, визы создают огромные проблемы для музыкантов: у них нет возможности сорваться и приехать на концерт. Вот и у нас вызвать минский оркестр в нужный момент не получилось– им не дали виз. И тогда уже появилась идея искать другой оркестр такого же плана, такого же духа. Не каких-то старых пердунов, которые привыкли классику играть и боятся громкой музыки, а молодёжный оркестр, который будет с удовольствием участвовать в этом проекте. Много оркестров я перепробовал, в Германии искал, и вот во время гастролей в Испании я познакомился с этим оркестром. Там замечательные ребята, очень много рокеров и металлистов, прекрасно играют, и вот они сейчас едут с нами в тур. Сперва будет фестиваль “Monsters of Rock”, потом “Wacken”, и в сентябре мы катаемся по Европе. Германия, Швейцария, Австрия уже подтвердились, может быть, добавится ещё пара концертов.

Я надеюсь, Россия в этом списке планируется?

Пока из России нет никаких предложений приехать с оркестром. Может быть, это непросто организовать и профинансировать. Но я буду в августе в Москве в жюри на Yamaha Band Contest и задержусь на переговоры о концертах для Lingua Mortis Orchestra и Rage. Надеюсь, у меня получится найти возможность приехать сюда с концертами.

Альбом Lingua Mortis Orchestra посвящён охоте на ведьм в средневековой Германии. На похожую тему у вас был сольный альбом “The Heretic” (2000). Чем эта тема так привлекательна для вас?

Можно сказать, что это и есть продолжение моего альбома "The Heretic", который мы сделали в 2000 году с Майком (Терраной, в то время барабанщиком Rage) и Пиви (Вагнером, бас и вокал в Rage). Нам тогда очень понравилась эта тема, и Пиви продолжил искать какие-то архивные документы и исторические книги. Мы долго думали, какую выбрать тематику, каким сделать альбом Lingua Mortis Orchestra, поскольку изначально хотели создать альбом в стиле метал-оперы. Не десять отдельных песен, а концептуальный альбом. И Пиви предложил историю, произошедшую в Германии, в Гельнхаузене, неподалеку от того города, где он живёт. Нам идея очень понравилась и по стилю, и по тематике.

Виктор, вы один из очень немногих музыкантов, кто способен сочетать оркестр и группу так, чтобы они были единым целым. Как это у вас получается?

Есть два разных стиля использования оркестра. В основном он используется как какая-то краска для аранжировок. Пишется песня, и когда она готова, появляется мысль: хорошо бы использовать оркестр, давайте мы сделаем аранжировку для оркестра. Но это не сочинение музыки для оркестра, это аранжировка готовых песен. Так сделала Metallica, так делают многие другие группы. А я стараюсь идти по иному пути и сразу сочинять для всех вместе. Это изначально другой подход к созданию музыки. Я не ставлю отдельно оркестр, группу и вокалистов, а стараюсь рассматривать это, как один большой состав, где каждый инструмент играет определённую роль. В какой-то момент оркестр может играть главную мелодию, а группа быть аккомпанирующей. Потом это может меняться от песни к песне. И сочиняя, я не особо думаю, кто что будет играть. Это потом становится ясно, какой инструмент более подходит к определённой музыке.

Работа с оркестром – дело масштабное и затратное. Но чувствуется, что Nuclear Blast верят в Lingua Mortis Orchestra и надеются на большой интерес публики.

Интерес публики планировать невозможно. А финансировать такие проекты – это просто ужас. Маленькая финансовая катастрофа. И о какой-то прибыли говорить нереально, с этим альбомом затраты превышали все нормальные сметы. Но мы не гонимся за прибылью, а хотим сделать что-то специальное, что-то новое. Было очень много поисков и попыток, и всё, что возможно, финансировалось без каких-либо компромиссов. И я использовал два оркестра оттого, что хотел сделать два разных звучания. Обычно оркестр пишется в больших студиях полным составом и в классической акустике. Это придаёт звучанию огромный объём и динамику, получается определённое, очень мощное звучание. Но с таким большим ревером с этой акустикой очень трудно работать, когда вы используете еще и тяжёлые быстрые гитарные риффы и двухбочечные барабаны. Поэтому я записываю второй оркестр в маленьких студиях, работаю с наложениями, когда инструменты записываются по секциям: сначала только первые скрипки, потом только вторые, затем только виолончели, чтобы при микшировании была возможность найти любой нужный баланс и создать максимальную динамику между очень жёстким и более воздушным…

Nuclear Blast славятся тем, что наиболее интересные группы выпускают в очень "вкусных" изданиях. Что будет в этом плане у Lingua Mortis Orchestra?

У нас будет винил и будет диджибук. На диджибуке будет достаточно бонусного материала: оркестровый концерт на “Rock-Hard Festival” и пара треков с выступления в круизе “70000 Tons of Metal” в Америке, хотя там играл не полный состав оркестра – места было не так много. И сейчас мы думаем сделать какое-то большое издание – книгой или альбомом. Но пока ещё точно не знаем.

Промо-ролик, где журналисты ведущих европейских музыкальных изданий делятся своими впечатлениями от прослушивания альбома Lingua Mortis Orchestra, очень ненавязчиво снят на фоне плаката проекта Avantasia. Nuclear Blast позиционируют вас в одном ряду с ними?

Я думаю, это был маленький рекламный трюк лейбла. Avantasia - это тоже продукт Nuclear Blast, и они хотят делать ему рекламу. (Смеётся.) Почему нет, ради бога! Но я думаю, что сравнивать Avantasia и Lingua Mortis Orchestra не стоит, потому, что это совершенно разные проекты и совершенно разная музыка. А то, что и там, и там используется оркестр, ещё ни о чём не говорит. Это разная музыка и разные стили. Мы не конкуренты, и каждый занимается своим делом. Альбомы Avantasia очень неплохо сделаны и профессионально спродюссированы, ребята успешно катаются по гастролям, и дай бог им успеха!

В своё время оркестровый проект Trans-Siberian Orchestra затмил по популярности группу Savatage, из которой, собственно, и вышел. Вы не боитесь, что в какой-то момент Lingua Mortis Orchestra задвинет Rage в тень?

Нет. Это для нас две совершенно разные темы, и между ними нет никакой конкуренции. Просто нам так легче работать. И одно другому не мешает.

Несколько лет назад вы говорили о планах на четвёртый сольный альбом. Увидим ли мы его в ближайшее время?

Сольный инструментальный альбом я до сих пор не могу закончить из-за того, что у меня огромное количество работы с Rage и с Lingua Mortis Orchestra. У нас очень плотная студийная загрузка, и концертная деятельность такая, что до сольного альбома я всё никак не доберусь.

На альбоме "21" я неожиданно для себя услышал легчайшие отголоски раннего King Crimson. Причём, не гитарную «фрипповщину», а «макдональдовский» мелодизм. Мне померещилось, или King Crimson – одна из групп, оказавших на вас влияние?

В детстве я довольно много слушал King Crimson. Тогда это было ой-ой-ой! Но последние лет пятнадцать я их не переслушивал. (Смеётся.) Может быть, какие-то детские воспоминания и всплыли…

Вот выйдет в августе альбом, вы проедете по фестивалям, откатаете европейский тур. А что будет дальше?

Мы будем готовиться сделать что-то специальное к тридцатилетию Rage. Отметим юбилей по полной! Откатаем много концертов, что-нибудь выпустим. Может быть, это будет какой-то "best of", может быть какой-то фильм, или особенное выступление с гостями. Мы пока между собой кидаемся идеями. А там посмотрим.

То есть, все силы будут брошены не на очередной альбом, а на круглую дату?

Да. Наша цель – хорошо отпраздновать юбилей. Цифра довольно серьёзная – тридцать лет Rage, пятнадцать лет я в Rage. Довольно серьёзный срок, который хотелось бы с достоинством отметить.

Групп, существующих по тридцать лет хватает. Но команд, не выпустивших за тридцать лет ни одного провального или откровенно проходного альбома, мало. И Rage - одна из таких групп. Чем это объясняется?

Я думаю тем, что мы занимаемся музыкой в своё удовольствие, без каких-либо комплексов и давления со стороны. На нас никто не напирает. И слава богу! Нет контрактов, по которым мы обязаны что-то делать. Мы работаем в своё удовольствие, мы пишем музыку, как нам нравится, мы делаем эксперименты, не боясь ничего. Мы на самом деле очень свободны. И эта свобода даёт энергию дальше работать, дальше сочинять и играть. С хорошим настроением всегда лучше работается, поэтому мы и пишем столько музыки, поэтому у нас и столько альбомов! И все они чуть разные. И так было всю историю группы. Rage всегда отличалась от других команд тем, что у нас постоянно были эксперименты, были новые находки, и, конечно, тем, что мы всегда работали без каких-либо компромиссов. Мы стараемся честно играть то, что нам нравится, но делать это с максимальной отдачей. Некоторые музыканты пытаются погнаться за бизнесом и сделать копиею своего же успешного альбома, чтобы новый диск лучше продавался. Мы же не смотрим в эту сторону, а просто делаем то, что нам нравится, сочиняя песни свободно. Поэтому нам и доставляет огромное удовольствие заниматься музыкой. Для нас это не работа, а стиль жизни. Я думаю, мы очень счастливые люди!

Официальная страничка Lingua Mortis Orchestra в Facebook: https://www.facebook.com/Linguamortisorchestra

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Интервью – Александр “Alexx-off” Молодяков
Концертные фото – Александр Любченко (Sweden Rock Festival 2011)
Промо-фото – Nuclear Blast Records
9 июля 2013 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker