Черный Обелиск

Черный Обелиск
Другое определение музыки

18.04.2013

Архив интервью

Волна ремейков, накрывшая мировую тяжёлую сцену несколько лет назад, наконец докатилась и до наших берегов. На этот раз по собственным хитам потоптался Чёрный Обелиск. Но на “двухтомной” антологии “Мой мир” второе рождение получили не песни "крупновской" эры, о чём безнадёжно мечтали многие фаны группы, а вещи эпохи реюниона, то есть, последних десяти лет. Что сподвигло группу на этот шаг сразу после более чем удачного альбома "Мёртвый сезон", нам рассказал один из отцов-основателей Чёрного Обелиска гитарист Михаил Светлов.

Каковы были предпосылки для того, чтобы перезаписать песни десятилетней давности?
  

Это сейчас Дмитрий Александрович (Борисенков) один из лучших вокалистов, а когда всё начиналось в 1999 году, были сомнения, и в первую очередь у него самого, насколько он потянет. Он не был вокалистом, как таковым, ему хотелось быть гитаристом. Плюс, на него свалились ещё и звукорежиссура. Одно дело, когда ты вживую озвучиваешь какие-то коллективы, иногда с хорошим аппаратом, иногда – плохим, и у тебя складывается определённое понятие звукорежиссуры. Запись на студии - это несколько иное. И когда мы писали "Пепел" (2002), у нас было три больших "но": первое – насколько у нас удастся и получится продолжить дело Толика, потому что надо было сделать всё достаточно хорошо, чтобы люди поверили нам; второе – насколько Дмитрий Александрович будет вокалистом, потому как до этого он вокалистом не был; и третье – насколько мы сможем себе позволить всё это качественно записать, ведь профессиональной звукозаписью Митяй до этого никогда не занимался. А так мы изначально решили создать свою студию, всё начинали с нуля. Иногда, со знака "минус". "Пепел" был для нас достаточно сложным периодом. Мы старались из ничего сделать конфетку: не имея финансов, только на одном желании и идеях, что-либо создать. И мы это сделали! После "Пепла" были "Нервы" (2004). Компьютерная индустрия шагнула вперёд. У нас появились какие-то финансы, которые постоянно вкладывались в студию. Дмитрий Саныч рос как вокалист. Весь коллектив рос. Мы уже тогда начали задумываться, что надо отходить от музыки для себя и писать музыку для людей… 

А раньше это было не так? 

Есть присказка: сначала музыкант играет сложно и плохо, потом он начинает играть сложно и хорошо, и в итоге он приходит к тому, что надо играть просто и хорошо. Мы постоянно стремимся к тому, чтобы всё воспринималось просто. Чтобы обычный человек не задумывался, какие мы играем размеры и ритмы – это пусть остаётся за гранью, это всё для музыкантов. Чтобы человек слушал текст, не задумываясь, как, зачем и почему сыграно, это должна быть в первую очередь песня. И мы захотели всё это переделать, переписать, посмотреть на песни глазами людей, у которых уже есть база, которые не с нуля начинают, которым не надо рвать задницу, что-то придумывать, что-то искать, напрягаться. Когда у нас уже есть студия, когда мы знаем, где и какую кнопку нажать, когда есть представление, как мы можем это аранжировать. Когда Митяй, абсолютно не напрягаясь, берёт совершенно другие ноты. Когда мы можем поменять саму концепцию песни. То есть, на протяжении лет можно понять, что это надо иначе играть, это надо совсем выбросить, а здесь песня не прозвучала, потому что сперва идёт проговый рифф, над которым человек голову ломает, а потом начинается нормальный куплет. И зачем нам это? До человека надо донести в первую очередь песню. Заумь ему не нужна. Вот такие были предпосылки. И мы решили переписать кое-что заново. Начали думать, какие песни. «А вот в этой давайте попробуем так, а в той – этак». Прошлись по всем песням. В каких-то было очень мало изменений, какие-то радикально поменялись. В итоге, работа у нас заняла не так много времени.  

Вообще, о желании всё переписать говорилось уже давно… 

Мысль стала витать ещё года четыре назад. Мы вслед за мыслью двигались, двигались, двигались, и в итоге у нас произошёл некоторый раскол в коллективе – Владимир Ермаков ушёл. Его влияние, его вклад в первые три альбома неоспоримы, но Вова всегда рассматривал коллектив как площадку для самопрезентации: "вот есть мои барабаны, а всё остальное – гарнир". Хотя, в принципе, должно быть совсем по-другому. Собственно, это была одна из причин конфликта: мы с Митяем долго объясняли ему, что хватит писать "тазики", надо включать музыку, пора уже. Но для Вовы не существует понятия "музыкально - не музыкально", он воспринимает всё в образе дробей. И когда под остинатный рифф с дырочками он дробит так, что на концерте нереально зацепиться за какую-то долю… Что ни говори, а ни один самый расп***тейший барабанный брейк не стоит проё***ой первой доли! 

И тогда вы взяли в группу Макса Олейника. Но его студийным дебютом в Чёрном Обелиске стал не "Мой мир"… 

Да, это была вторая работа Максима в роли нашего барабанщика, после кавера "Танцы на грани весны". 

Кстати, а почему из всего богатейшего наследия Аквариума были выбраны именно "Танцы…"? 

А потому что где-то в подсознании у меня это сидело. В те годы, когда эта песня была написана, я тусовался между Москвой и Питером. В возрасте лет семнадцати я даже заходил к Гребенщикову – тогда это можно было себе позволить, – поразговаривать. И естественно, что вещи, которые тогда были им спеты, больше всего врезались в сознание. И когда встал вопрос, какую песню исполнить, я знал, что эту, эту и вот эту песни обязательно кто-нибудь возьмёт. А нам не хотелось повторяться. И потом, чего греха таить, у Гребенщикова своё ощущение гармонии. И я, например, не представляю, как бы мы могли сделать все эти народные припевки и шотландские мелодии. Если за это возьмётся Тролль Гнёт Ель, то всё будет органично. А в исполнении Обелиска это было бы странно. Поэтому, нам нужна была песня, в которой изначально присутствовала бы гармония, достаточно близкая к нам. Естественно, у меня в подсознании выскочили "Танцы на грани весны". Единственно, меня почему-то “бодал” припев, и мы его несколько изменили. У нас он заканчивается фразой "Танцы на грани", и это несёт другую смысловую нагрузку. К тому же, у меня вылезла совершенно питерская около-“текильноджазовая” гармония – у них были такие странные альтернативные гармонии 90-х.

Вернёмся к альбому "Мой мир". Как проходил процесс его записи? 

Выбрали мы песни, записали барабаны. Если они пишутся отдельно потреково, то для ориентира барабанщику сидит гитарист и играет риффы, чтобы тот понимал, где он играет. Вот я сидел и играл. Но поскольку Максим не всю жизнь прожил с этими песнями, а на четырёх меня не было, Митяй из четырёх песен без меня профукал две. Причём, в итоге мы обе себе в плюс поставили. В "Ветрах и туманах" Макс сыграл лишние два такта в одном месте, и мы клёво обыграли это с клавишами - теперь даже на концертах так играем. А в "Каплях дождя" они забыли вторую половину соло. Оно там должно быть, но теперь его нет. Так получилось. (Смеётся.) Обычно потом записывается бас, но так как мы решили творчески к этому подойти, а творческих единиц в аранжировочно-композиционном смысле у нас две – мы с Митяем – то мы с ним вдвоём засели и начали. «А давай так! Нет, давай не так, а вот так!» И вот так на эти барабаны мы записали гитарные партии на все 21 песню. А потом уже позвали Данилу (Захаренкова), который очень удивился всем нашим нововведениям. Тут же мы начали сочинять с ним басовые партии к тому, что он в первый раз услышал. В итоге, записали бас, и картинка начала складываться. 

Оставалось записать лишь голос? 

Я всегда отсутствую в студии, когда Митяй пишет вокальные партии. Он у нас человек в этом плане самостоятельный. Во всём, что касается вокала, у него есть свой определённый вкус. И если я что-то понимаю в гитарах, в гармониях и аранжировках и могу с ним поспорить, то о пении могу судить исключительно как простой обыватель: хорошо – плохо, цепляет – не цепляет. Поэтому когда он пишет вокальные партии, я вообще никуда не лезу. Пусть сам в своём соку варится, пусть сам придумывает. Я могу лишь сказать: да, хорошо; или: нет, чего-то не то. Можно, конечно, расписать ему партии по нотам и предложить залезть туда или сюда, но это всё исключительно дистанционно, не сидя в студии и не говоря ему, как. В те дни, когда он записывает вокальные партии, каждую ночь в час-два он мне пересылает материал, я его отслушиваю и высказываю своё мнение. Он делает, а я вношу свои предложения. Не всегда они принимаются, но, по крайней мере, я тот человек, к которому прислушиваются. 

На втором диске мы можем услышать голоса приглашённых вокалистов... 

Это мы сделали некий трибьют сами себе. К нему приложил руку наш директор Алексей Чудинов - у него тоже есть определённые предпочтения. Нам надо как-то светиться на радио, поэтому стоило приглашать артистов, имеющих ротацию. Плюс, были свои определённые приоритеты. Мы постарались задействовать всех тех, кто был в нашем ближайшем окружении. Ту же Лусю (Лусинэ Геворкян, Tracktor Bowling, Louna) позвать - Вованус (Владимир Насонов) у неё лучший друган, поэтому проблем особых не возникло. Оставалось найти момент, когда она будет свободна. Но у неё есть свой определённый подход, она не желала делать всё с кондачка – приехать на студию, посмотреть текст, и тут же спеть. Ей надо было провести для себя какую-то подготовительную работу. А на это тоже надо было время. Слава богу, что всё срослось и получилось! С другими артистами было плюс-минус по-разному. В какие-то моменты я был в студии, в какие-то - не присутствовал. Все артисты постарались. Дарья Ставрович (Слот) за полтора часа прописала много треков, из которых Митяй уже потом выбирал, что войдёт в конечный вариант. На удивление мне понравился вариант с Иваном Демьяном (). Не скажу, что он великий вокалист, но он внёс в песню свою манеру, и она зазвучала по новому. Были какие-то песни, когда человек пытался воспроизвести так же, или он поёт по-своему, и ты понимаешь, что "а зря"… В случае с Демьяном ни разу не зря! Так же с Кукрыниксами. Алексей Горшенёв внёс свою харизму, и "Другие герои" стали песней группы Кукрыниксы. А ещё я теперь прямо мега-тру-фанат Grizzly Knows No Remorse! Мало того, что было интересно, как наша песня зазвучит на английском, так я удивился – получился совсем другой коллектив! Вот что вокалист животворящий может сделать! Андрюшка Подгайный из ТОКа спел "Капли дождя" на украинском. Мы с ними знакомы очень давно, и первая мысль была задействовать ТОКов, причем задействовать именно на украинском. Тем более, после стольких поездок на Украину украинский – почти родной язык. Вообще, мне странно ездить на Украину и в Белоруссию и воспринимать их как какие-то отдельные государства. Я не беру политическую фигню. Наверно, немцы чувствуют себя так в Австрии, приезжая и разговаривая на одном языке. "Я оставляю вам" исполнил Олег Жиляков (Catharsis). Когда он начинает петь, понимаю, будь я бабой - я б ему дал! 

Кажется, это называется словом "харизма"? 

(Смеётся.) Да! И на "Моём мире" есть ещё 22-я песня - "Дым" - доброшенная Максом Самосватом. Она была записана в студии "Dreamport". Барабаны писал Макс Олейник. Самосват с Вованусом придумали всю аранжировку, я приехал, на “ходу поймал сковороду”, записал небольшое соло, ещё пару-тройку фраз, а они потом из этого слепили песню…  

А Вованус - кто он для группы? 

Он "бабусик", он "мамусик", он часть группы. Прибился, да так и остался. Мало того, Владимир Владимирович Насонов, не побоюсь этого слова, гениален, но… у него есть дурацкая черта: он панически боится стать первым. А так давно бы был в "топе". Когда у Вовануса есть обрамление, когда ему не надо доказывать всем, что это я и это моё - он незаменим. Он выходит на сцену, он знает, что рядом те, которые его всегда поддержат, он знает, как работать с залом, у него замечательный голос, он прекрасно поёт, он отличный гитарист и ещё более замечательный звукорежиссёр, он нормальный барабанщик, он хороший клавишник. Он может делать всё, что угодно!  

То есть, Чёрный Обелиск не ограничен рамками квартета? 

Вообще, у нас в коллективе шесть человек: это четыре музыканта, "бабусик" и Лёша “Hard” (Чудинов). Мнение каждого всеми выслушивается, мнение каждого имеет вес. Нет такого, что кто-то по боку.  

Народ в Интернете запутался в вариантах "Моего мира"…

Естественно! Всё с "Моим миром" происходило в спешке. На вопрос "когда?" был ответ "вчера!". Первый релиз был 30 января для ознакомления, а не для скачки. Народ вытаскивал песни из кэша и выкладывал, выкладывал. Но это не был конечный вариант. Мы взяли неделю на передышку. Митяй каждую ночь слал мне очередные варианты сведения: а давай переделаем так, а давай здесь клавиши добавим, а здесь гитары дофига. И тот вариант, который был через неделю доступен уже для скачивания, это был не тот вариант, что изначально выкладывался для прослушивания. Не в музыкальном плане, а в плане сведения и мастеринга. 

Осенью вышла первая часть "Моего мира". К весне появилась полная двухдисковая версия. Но отдельной второй части так и нет. 

В ней нет смысла. Что выпускать один диск с буклетом, что два – те же деньги, только в профиль. И потом, на первой части было честно написано: "special limited edition". Это был пробный заброс: как пойдёт. 

Как и альбом "Мёртвый сезон", "Мой мир" выпущен группой самостоятельно. Это оправдывает себя? 

Само по себе это не может оправдаться никоим образом. Должен быть целый комплекс мероприятий по привлечению людей на концерты: ротация на радио, группа "В контакте", выпуск пластинки. И физноситель нужен для людей старой закалки, которые хотят подержать что-то в руках. Поэтому полиграфия должна быть хорошая. Мы заказывали тираж "Моего мира" там же, где делали "Мёртвый сезон". Плюс, сейчас пошёл мерч, что давно надо было сделать. 

Последние годы на концертах Чёрного Обелиска возникает ощущение, что если не играть вещи Крупнова, то, в принципе, в восприятии концерта уже ничего не поменяется. Сет и без "классики" звучит абсолютно цельно. Приятно, конечно, когда эти песни играются в конце… 

Их осталось всего четыре. И мы вполне можем их и не играть. Да, они хорошие закрывашки. Но мы можем придумать другие хорошие закрывашки. 

Изрядная часть болельщиков группы была бы рада увидеть концертник или альбом с современными версиями песен "крупновской" эпохи. Но если раньше шансы на выпуск такого диска были нулевыми, то теперь они стали отрицательными. 

Да. Наследники Анатолия просили нас не исполнять его песен. Сможем ли мы как-то договориться, покажет время. 

А что они выиграют от такого запрета? 

Я не знаю. Я звонил "по ту сторону баррикад", спрашивал: "Зачем? Если это принципиальный вопрос, то ладно. Но если это вопрос финансовый - мы готовы обсудить". Слава богу, название нам никто запретить не может. А песни… В бытность мою в том ещё Обелиске мы всегда заполняли рапортички, в которых указывалось: "слова – Крупнов, музыка – Чёрный Обелиск". И доказать исключительное право на исполнение его песен родственники вряд ли смогут. Да и по любому, это решается только через суд. Чего мы искренне не хотим, и не будем решать эти вопросы таким образом. Честно скажу, нам по жизни будет проще без дней рождения Крупнова, потому что каждый раз приходится вспоминать два часа песен, которые мы не исполняем целый год. Недели две-три на это уходит. Мы можем этого не делать, можем на своих концертах свести к минимуму старые песни или совсем убрать их. Лично мы от этого уже ничего не теряем.  

Но теряют они. Память о Крупнове живёт во многом потому, что вы играете на концертах старые песни. 

Могу сказать одно. За 13 лет, прошедшие с момента реюниона, уже не одно поколение приобщилось к музыке Обелиска. И о Толике многие из них узнали благодаря нам. Как бы все сложилось, не будь нас, судить не берусь!

Но наследники всё же решили пойти по стопам Арии, судящейся с Артуром Беркутом? 

Они не отслеживают происходящее в Арии – они слишком далеки от этого. Лично моё мнение - мы стали слишком часто светиться и заняли определённую нишу. У нас увеличилось количество концертов, да и собираем мы, в отличие от большинства групп-ровесников, неплохо, за что спасибо Лёхе! Нас прёт, мы движемся вперёд! 

И ваши поклонники движутся вперёд вместе с вами? 

Тяжёлая музыка настолько трансформировалась, что металлистов осталось с гулькин нос. "Косушечников" я в последнее время на улицах не вижу. Лет пять назад, а тем более десять, смотришь - идут волосатые, да с неизменной баклажкой пива. А сейчас нет их, растворились! На наши концерты стали приходить совершенно нормальные люди. Публика у нас омолодилась, всё те же восемнадцатилетние. Я не скажу, плохо это или хорошо, что металлисты пропали. В принципе, мы уже давно не позиционируем себя как группу, играющую металл. Тяжёлую музыку - да. Но, наверное, это уже не металл. И закрепить это мы постараемся, выпустив… 

…"EP-шку"? 

Ну, "EP-шку" – не "EP-шку", а три песни сейчас есть. Одна совсем набросанная, вторая примерно набросанная, третья… По крайней мере, текст для третьей уже есть. Мы знаем, что в куплетах и что в припевах. А одну можно хоть завтра идти писать. Может быть, к моменту, когда третья будет почти готова, появится и четвёртая. Они настолько быстро родились! И на удивление, Митяй сразу написал текст, чего за ним раньше практически никогда не водилось. Значит, хорошо они пошли. В этих трёх песнях нет "жын-дын-дыра" – один сплошной "бряц-бряц" а ля Foo Fighters. 

Короче, вы опопсели! 

Нет! Это не попса! Это другое определение музыки. На данный момент это наше видение, какими песни должны быть. Но вообще от металла надо отходить. Но у металла, в отличие от популярной музыки, поклонники очень кучкующиеся. Человек, который слушает трэш, не будет слушать альтернативу. При слове [Amatory] будет коробить тех, кто слушает какой-нибудь Dimmu Borgir. Точно так же корщиков коробит от звуков глэма. Вот панкам - им что Lumen, что Король и Шут. Народ пойдёт и на то, и на другое, и ещё на пиво хватит. А у металлистов такого нет. Поэтому не надо нас ставить в жёсткие рамки. Мы играем не для сорокалетних домохозяек – для них есть Стас Михайлов. Мы играем музыку "про тесто". (Смеётся.) Музыку, подкрепляющую текст. 

Тексты у Обелиска сильные, но зачастую неоднозначные. Местами такая безнадёга прёт… 

Я думаю, это такой фирменный знак Обелиска. Как говорил Толик, мы обличаем тёмные стороны жизни, чтобы человеку стало светлее. Не рассказывать о том, что всё замечательно, а показывать, что бывает плохо, но ты будь лучше, будь выше этого. Митяй в текстовом плане продолжатель дела Крупнова. Все песни, конечно же, имеют какую-то базу. Есть объективная реальность, а есть субъективная. Можно так рассказать, как муха ползёт по стеклу… Текст слушают те, у кого происходит становление жизненных позиций - от 14 до 20. Они постоянно меняются, и нам надо поддерживать интерес у этой части публики. А как люди в  возрасте могут поддерживать интерес у молодёжи? Только незыблемым авторитетом! 

Поёт Митяй: "Я убью себя!", а у слушателя мурашки бегают… 

Это замечательная песня! Изначально, когда я прочитал текст, сразу понял, что она не про самоубийство, а про другое. И я с ним полностью согласен. И чем песня хороша: в первом куплете ты можешь спеть одно и подкрепить это припевом, а во втором – другое. И это "я убью себя" переворачивается ровно на 180 градусов. 

А как же песня про любовь некрофилов? 

"Не обещай"? Там вполне нормальная игра слов. Если не воспринимать "пока я не успел остыть" буквально, а в душевном смысле остыть, то вполне всё замечательно. Но с этим казусом мы, как первые слушатели, Митяя сразу подловили. Невозможно воспринимать свои песни много раз и при этом ничего не перефразировать. Любая рутинная работа, в том числе и музыка, доходит до состояния, когда тебе становится не интересно. Когда в 125-й раз что-то повторяешь, тебя уже не цепляет. Хочется это разнообразить. Казалось бы, один маленький прикольчик: "не успел остыть" – и ты на какое-то время начинаешь думать об этом иначе. Потом ты вспоминаешь, что песня то серьёзная, и следующие 125 раз ты опять воспринимаешь её нормально. Думаю, любая наша вещь проходила такую трансформацию.  

Старые группы, резко меняющие музыку, ориентируясь на молодёжь, обычно ничего с этого не получают. Они теряют старых поклонников, а новых не приобретают. 

Да. Но вот у нас почему-то всё получается. Наверно, потому, что мы делаем это мягко и постепенно.  

Процесс эволюционный, а не революционный? 

Да! (Смеётся.) У нас есть своя стилистика. Мы пытаемся от неё отойти, но всё равно получается Чёрный Обелиск! 

Официальный сайт группы Черный Обелиск: http://www.blackobelisk.ru/

Интервью - Александр "Alexx-Off" Молодяков, Виталий Куликов
Концертные фото - Александр "SUMRAK" Нефедов
22 марта 2013 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker