Сергей Маврин

Сергей Маврин
Мы стараемся разнообразить не только музыку

24.11.2011

Архив интервью

Не думаю, что Сергей Маврин нуждается в особых представлениях. Уже на протяжении 13 лет он с завидной стабильностью выпускает релиз за релизом, которые всегда остаются актуальными и востребованными среди слушателей. А ведь еще на его счету и работа в таких группах, как Ария и Кипелов, и создание культовой радиопрограммы «Железный Занавес». Это искренний, общительный, добродушный человек без капли помпезности и фарса. Я не стал упускать возможности побеседовать с Сергеем, тем более что тем для обсуждения было предостаточно. В частности, это последний полноформатный альбом «Моя Свобода» и планы группы в целом…

Для начала давайте поговорим об альбоме «Моя Свобода», выход которого переносился два раза. Почему так долго откладывался выход?

На финальной стадии работы над альбомом студию, где мы записывали часть материала и уже занимались сведением, внезапно попросили освободить помещение. Это была студия нашего барабанщика Дмитрия Завидова, находилась она в Сергиевом Посаде, и Диме пришлось в срочном порядке искать новое место в Москве. В конечном итоге все разрешилось даже в лучшую сторону, но на это ушло время.

Поведайте смысл, заложенный в названии альбома. И что для вас значит Свобода?

Свобода – миф, мечта рабов,
Душа стремится к воле,
Мы столько свободе слов
Роняем по – неволе.

Это четверостишие я написал в 2003 году, когда впервые начал осознавать абсурдность и обман свободы, о которой мы так много говорим со времен перестройки. Свобода, в большинстве случаев, это результат какой-либо революции, как правило, бессмысленной, но с зачастую благими намерениями. Родная сестра свободы – независимость. И если это заблуждение степени, практически абсолют, которому даже противопоставить нечего, то у свободы есть противоположность. Это воля. Это то, что есть у каждого внутри. Человек может быть волен всегда и при любых обстоятельствах, даже находясь в темнице. Свобода же сама зависит от миллионов факторов. Она материальна до нитки. И воля тоже ранима и хрупка, ее запросто можно сломить, подавить, чем человечество и занимается по отношению друг к другу с момента создания. Но воля - это наша собственность, и ее состояние, в отличие от свободы, зависит еще и от внутренней силы носителя, от силы его духа. Вот еще что стал замечать – там, где культивируется свобода, особенно массово, фанатично, воля личности находится в подавленном состоянии. И наоборот, когда свобода рушится, а это неизбежно, и примеров тому миллионы было и будет еще, остается воля. Ее не отнять, и только она может помочь человеку подняться и выжить.

А сама песня еще и о человеческих заблуждениях, о пороках, о моих вечных размышлениях на эти темы. И я действительно устал от них…

Альбом изобилует такими названиями песен, как «Мое Время», «Мое Небо», «Утоли Мои Печали». Сергей, да вы прямо единоличник!

Странно. Значит, «Мои документы», «Мои аудиозаписи» и так далее - то, что уже давно часть нашей современной жизни, не вызывают никаких подозрений, это нормально. А вот мои песни заставили озадачиться. Ну, это и хорошо, я постараюсь разъяснить. Почти все, что мы поем, исполняется от первого лица, от имени некого героя всех наших баллад, трилогий, концепций. Он давно не молод, ему уже 13. По творческим меркам это достаточно много. Он был юн и наивен очень небольшое время - 1998 год, альбом «Скиталец». Он родился странником в розовых очках, как все. Но очки очень скоро начали давать серьезные трещины, он быстро взрослел и, в конце концов, к моменту сочинения альбома «Моя свобода» окончательно потерял их. И на миг открылся совершенно иной мир, еще более жестокий и мрачный, чем тот, что проглядывал сквозь розовые трещины. И наступил момент откровений и отчаянья. Встал выбор – либо сойти с ума, либо собрать в кулак волю и идти по жизни дальше. «Вокруг себя меняя мир…» И наш герой прекрасно осознает, что его сумасшедшие откровения понятны далеко не всем. Поэтому и появилось это определение «мое». Это его видение времени, свободы, неба, к которому он молит, которое он любит и которое обещает засыпать поздравительными телеграммами в случае перерождения и освобождения от копоти людской. «Мое» - в нашем случае, это тоже ИМХО. (Смеется).

В одной из прошлых наших бесед вы говорили, что в альбом войдут композиции авторства других участников группы. В итоге в альбом включены только две таких композиции – «Мое Время» и «Моя Свобода», остальные же песни написаны исключительно вами…

Так получилось. Видимо, не все сразу. Многие песни делались прямо на репетициях, что для нас уже ново. И самая эпохальная работа – это заглавная «Моя свобода», куда практически каждый музыкант привнес что-то свое. В завершении мы с Аней Балашовой написали текст песни. И в дальнейшем я уверен, что у нас будет более органично развиваться именно коллективное творчество.

У вас каждый альбом не похож на предыдущие релизы. Вы принципиально не отталкиваетесь от прошлых работ?

На протяжении многих лет я постоянно отталкивался от предыдущего альбома лишь в том смысле, что чуть успев завершить один, немедленно приступал к следующему, и… Он получался иным. Я интуитивно искал новые музыкальные ходы и формы. Стараюсь и сейчас продолжать в этом же ключе с разницей лишь в том, что я не могу уже сочинить пять альбомов подряд в течение шести лет, работая ежедневно и круглосуточно.

Какие цели ставились при написании альбома? Что именно хотели донести до слушателя?

Над всеми альбомами, написанными мною в одиночестве, я трудился как самозабвенный и маниакальный эгоист. Я делал только то, что нравилось, в первую очередь, мне и сочинял это так же для себя, привлекая для работы над текстами то Риту Пушкину, то, вдруг, Виктора Пеленягре. Параллельно учился писать сам, что считал более правильным, и с 2003 года к моим идеям подключилась Анна Балашова, взаимопонимание с которой сразу стало практически абсолютным. Не знаю, как долго бы я продержался на своем эгоизме, но у меня с самого начала была возможность делиться творчеством со слушателями, что немаловажно для развития и продолжения. Сегодня уже нет такого бешеного темпа, все происходит более степенно и размеренно. И прежде, чем что-то сказать, мы думаем, хотя бы потому, что сказано было уже очень много.

В одном из интервью вы сказали, что большинство стихов к альбому будут написаны Маргаритой Пушкиной. Но на вышедшем альбоме стихи авторства Маргариты Анатольевны отсутствуют совершенно. Вы принципиально отказались от сотрудничества?

Мы честно пытались возродить сотрудничество, хотя бы частично. Но не получилось. Значит, не время, так бывает.

Почему-то я надеялся увидеть на альбоме обложку авторства Лео Хао...

Последнее оформление обложки с Лео - это «Фортуна» 2007 года. DVD и «Live» - это работы Игоря Лобанова из группы СЛОТ, а «Неформат 2» монтировал Валерий Латыпов. «Мою Свободу» же полностью делала Анна Балашова. С Лео Хао было сделано три наших альбома – «Обратная сторона реальности», «Откровение» и упомянутая «Фортуна». «Неформат 1» и «Запрещенную реальность» делала Ульяна Карагод. Плюс в «Запрещенной реальности» использованы замечательные картины Марины Юрьевой. «Химический Сон» оформлял культовый, хоть уже и ушедший от нас, Василий Гаврилов. Совершенно, к сожалению, не помню, кто нам делал обложку для «Скитальца»… И любая из перечисленных работ по-своему замечательна. Просто мы стараемся максимально разнообразить не только музыку.

Чем вы руководствовались, выбрав композицию «Утоли Мои Печали» для съемки клипа? Были ли другие варианты?

На момент, когда у нас появилась возможность снять клип, новых песен было всего две –«Душа» и «Утоли Мои Печали». Так что выбор был очень небольшой.

Может ли приход Артема Стырова означать скорый возврат группы к ее привычному для фаната звучанию? То есть к альбомам «Химический Сон» и «Запрещенная Реальность»? Ведь именно эти альбомы ассоциируются с вокалом Артема.

Не думаю, что мы будем возвращаться назад. Всегда можно оглянуться, это даже полезно, но двигаться надо только вперед.

Какова была причина выпуска сингла «Неформат 2» именно как компакт-диска? Ведь сейчас в России стало модным выпускать синглы и альбомы в так называемой интернет-версии. К тому же, на выпуск CD требуются немалые затраты. Или же вы поклонник физического носителя?

Причина, вернее повод, самый обычный – сингл в преддверии нового альбома. И мы сделали его по всем существующим правилам – две композиции с полноценного альбома и два бонуса, которые существуют только на сингле. Плюс огромное количество так называемого «хоум-видео» моего изготовления. С видео даже получился перебор, и нам пришлось выпустить двойной(!) сингл. Назовите мне хотя бы один пример подобного. В то время, когда записывался и тиражировался «Неформат 2», ситуация с физическими носителями еще не была такой критической. А вот выпуская через год «Мою Свободу», я интуитивно чувствовал, что вполне возможно, это наш последний альбом на CD. Интернет-версии, столь популярные сегодня - это не мода, это необходимость. Изготовление дисков стало абсолютно нерентабельным, так как их почти не покупают. В первую очередь я поклонник музыки, а не носителей. И на сегодняшний день самым стабильным носителем является сам исполнитель с его концертами. Live-формат.

А как вы себе представляете будущее компакт-дисков? Сейчас среди музыкальных критиков ведутся споры о так называемой «недолговечности» заветного пластика.

Если и представляю, то очень ненадолго. Существующие коллекции еще будут жить какое-то время у меломанов, занимая место на полках и в помещениях. Потом и их не останется. Записанная музыка уходит в телефоны и Интернет, что очень удобно и печально одновременно. Но есть концерты, как я уже говорил. И с ними не сравнятся никакие «эмпетришки» и «вавники». К тому же сам CD как носитель оказался не таким надежным, как представлялось поначалу. После 3-4 лет эксплуатации в машине, например, диски перестают воспроизводить часть информации. Пленка и винил оказались гораздо выносливее. И кассеты, и старые пластинки, прошедшие огни и воды, живы у меня до сих пор. А им по 30, 40 и даже по 50 лет.

Если так все плохо, то есть ли шанс увидеть очередной альбом вашей группы на CD?

Не знаю, пока не могу сказать точно. Посмотрим на развитие событий с CD. Хотелось бы, но обстоятельства могут быть сильнее. Дело в том, что и запись, и оформление, и, тем более, тиражирование - весьма дорогостоящее предприятие. И если с записью мы справимся благодаря наличию у нас двух собственных студий, то заниматься самостоятельно тиражированием нет никакого желания, это во-первых. А во-вторых, это еще большие вложения, которые сегодня бессмысленны, увы. Открывать же дома заводик по производству 10–100 пластинок в год просто абсурдно. Я лучше больше времени уделю сочинению музыки. А как она попадет к слушателю?.. Да все будет еще проще – все новинки сразу в сеть и на сцену. Пропадает магия альбома? Да, конечно, и это грустно. Но большинство решило, что будет так. Увы.

Давайте поговорим о дальнейших планах группы. Как идет работа над новым альбомом? Есть ли готовый материал, и чего вообще ожидать от группы в целом?

Работа идет, и весьма активно. Готова музыка к нескольким произведениям. Чего ожидать? Сами не знаем пока. Я непредсказуем даже сам для себя. А вот идеология наших последующих альбомов – это еще большая загадка и задача для нас. “Show Time”, как я неоднократно говорил уже, это точка в теме, которую мы развивали многие годы. Все сказано. И…Нужно просто перелистнуть страницу нашей книги. Оставайтесь с нами и скоро все узнаете. А по поводу лейбла… «Ютуб», «Контакт», что еще? (Смеется). Надеюсь, что не ограничится только этим. Ситуация с дисками прогрессирует и деградирует одновременно с каждым днем. И если к моменту окончания записи будет жив еще хоть какой-нибудь лейбл, мы пойдем туда.
 
Остались ли у вас какие-то композиции, не вошедшие в альбом «Моя Свобода»?

Как правило, почти всегда остается одна композиция, которую не успели сделать. И это хорошо, потому что она напоминает нам о продолжении. Новая же музыка будет появляться у нас со следующего года.

Выйдут ли в обозримом будущем переиздания четырех ваших альбомов, год назад планировавшиеся на лейбле CD-Maximum? Или же учитывая сложную обстановку на отечественном музыкальном рынке, эти переиздания так и будут витать в планах до лучших времен?

Я, так же как и CD-Maximum, надеюсь, что лучшие времена настанут.

Часто ли вы посещаете концерты именно как зритель? Какие последние концерты вы посетили?

Крайне редко я бываю на концертах. Недавно был на двух акустических мероприятиях Артура Беркута и весной был на концерте группы Кипелов. Все по приглашениям друзей, иначе я не сподобился бы. Мне своих концертов достаточно.

В ноябре прошлого года вы приняли участие в масштабном юбилейном концерте группы Ария, посвященном ее 25-летию. Какие эмоции вызвал у вас этот концерт?

В целом, все было замечательно! 10 баллов из 10, если не учитывать московско-питерскую организацию, которая умудрилась за несколько месяцев просто вынести мне мозг своими бредовыми предложениями и идеями.

У вас в планах было выпустить так называемую видео-школу. Идет ли работа над ее созданием?

Я эпизодически выкладываю в Сеть снятые на фотоаппарат видео-фрагменты своей игры. Снятые практически в упор, чтобы можно было рассмотреть технику вблизи. Это вполне современная альтернатива канувшему в лета производству DVD-болванок с подобным наполнением. Планирую заниматься этим и в дальнейшем. И ничто не может помешать тем, кто действительно интересуется этой техникой, собирать все видео-сюжеты у себя на компьютере или «айфоне» с целью изучения. Существует наш официальный сайт www.mavrick.ru, где все это есть в соответствующих разделах, либо официальные страницы и группы в тех же vkontakte или facebook. Кто ищет, тот всегда найдет.

На вашем официальном сайте проводится конкурс вокалистов на исполнение композиции «Дай Руку Мне». Есть ли таланты? Будут ли подобные конкурсы проводиться и далее?

Талантливых вокалистов не так много, но они есть. И покуда они существуют, конкурс будет продолжаться. Кстати, репертуар его давно расширен. Уже не только «Дай Руку Мне» можно исполнить с группой на сцене, но и некоторые другие песни. Соответственно, и их же можно присылать на прослушивание. Все подробности конкурса вместе с минусовыми фонограммами доступны у нас на сайте и в одноименной группе «Вконтакте».

В прошлом и в этом году вы объездили много городов с мастер-классами. Есть ли в планах давать мастер-классы и далее? И что вам нравится больше – концерты или подобные творческие встречи?

Да, конечно есть такие намерения. Мне очень нравятся подобные мероприятия. Творческая встреча - это несколько иное, нежели концерт. Поэтому я не могу однозначно ответить, что мне больше нравится. Одинаково, просто разные ощущения. И у меня, и у зрителей.

Контакт со зрителем на подобных мастер-классах максимальный. Зрители получают от вас советы как и в музыкальном плане, так и в каких-либо жизненных ситуациях. А чему вы научились у фанатов?

На подобных творческих встречах передо мной располагается наша аудитория. Совсем рядом, близко, можно спокойно видеть лица друг друга, глаза. Я не люблю давать советы. Я сам постоянно учусь и жизни, и музыке, и игре. Я просто размышляю вслух на определенные темы, привожу примеры, отвечаю на вопросы, но учить жизни никого не хочу. Человек должен все постигать сам. Возможно, опираясь на опыт других, делая выводы, пусть и не всегда правильные, но надо нарабатывать свой опыт. Нельзя изучать жизнь по учебникам. А неосторожно давая советы направо и налево, есть риск в один прекрасный момент оказаться в роли того учителя плавания, который, как выясняется, сам-то плавать и не умеет.

Мне интересно общение в первую очередь тем, что я пытаюсь понять и увидеть мировоззрение своей аудитории. Это очень важно, ведь на концертах и альбомах мы общаемся в форме монолога, исходящего от нас. А здесь мы спокойно беседуем. И, конечно же, я исполняю много инструментальной музыки.

А какое самое главное отличие, скажем, современного фаната от фаната, скажем, 80-х годов?

Да никакого различия нет. Почему-то это очень популярный вопрос в последнее время. Разница лишь в том, что те, кто из 80-х - они примерно мои ровесники, а современные, относительно меня же по возрасту – дети. И с большинством из тех, кто слушал нас в 80-е годы, мы уже почти не понимаем друг друга, а с теми, кто с нами сегодня, мы говорим на одном языке. Во всяком случае, стремимся к этому. Вот такая ирония жизни получается.

Возможно, что мне видна еще одна разница… В 80-х из-за отсутствия интернета, который очень часто провоцирует вседозволенность и откровенное хамство по отношению к любым исполнителям, музыкантам, аудитория была менее агрессивной. Но это лишь небольшой штрих к портрету. Потому что драк и потасовок на концертах и после было в разы больше. Где-то убыло, где-то прибыло.

Что сейчас с передачей «Железный Занавес»? И следите ли вы теперь за новостями тяжелой индустрии?

Программа «заморожена». Это совсем не означает, что она никогда не возродится. Все возможно, но не сейчас. Я пытался года полтора назад делать «ЖЗ» в интернете. Как все и было – каждую субботу, в 22.30 в «эфире» программа «Железный занавес», я, ее бессменный ведущий Сергей Маврин и КузЪмичЪ. Все это на бескрайних просторах «рунета». Отличий от радио было достаточно – «ЖЗ» можно было поставить на паузу и пойти покурить, например, или перемотать в любую сторону, загрузить к себе на страницу, в компьютер и стереть, в конце концов. Все, что угодно. Все это замечательно и, скорее всего, даже удобно, но… Была еще одна разница – почти абсолютный вакуум после виртуального эфира. Если раньше всегда были какие-то обсуждения, мешки писем приходили - настоящих, бумажных - то сейчас несколько комментариев - типа, круто - и тишина. Через несколько месяцев я понял, что выступать перед пустым залом мне сложно. Плюс навалились гастроли и запись сингла, и я «заморозил» и интернет-идею до лучших времен.

За новостями «тяжмета» практически не слежу. Тут у меня спланированный вакуум. Я устал от новостей.

Сейчас практически все молодые группы равняются на западных и преуспевающих коллег. Причем не просто равняются, а принципиально стараются делать такую же музыку. Как вы считаете, стоит ли молодой группе быть чьей-то копией, чтобы добиться определенного результата?

Не думаю, что это универсальный, успешный ход. У кого-то получается, но в большинстве случаев нет. Копии менее интересны. Но бывают и исключения. Каждый выбирает сам свой путь развития.

Вы из года в год постоянный гость музыкальной выставки «Музыка-Москва». Это в первую очередь сотрудничество с музыкальными компаниями? И что интересного вы там для себя находите?

Да, на ежегодных выставках я не просто отдыхающий, праздношатающийся гость. Наша группа и я, в первую очередь, сотрудничаем с несколькими крупными музыкальными компаниями. И вот в течение уже восьми лет мы ходим туда как на работу, к определенному времени. Организованно раздаем автографы на определенных стендах, привлекая таким образом народ к выставленному оборудованию известных брендов. И сами при этом пиаримся. Работа адская, скажу я вам. Шутка, конечно. (Смеется). В свободное время между автограф-сессиями, я, например, перемещаюсь между теми же стендами с оборудованием, пытаясь найти что-то для себя полезное, и учусь одновременно раздавать автографы, фотографироваться и общаться сразу с четырьмя знакомыми и не очень людьми при дичайшем шуме со всех сторон. Найти для себя лично удавалось иногда. Лет пять назад на стенде «Музторг» мне неожиданно подарили гитару Jackson, ту самую, с которой я последнее время чаще всего выступаю. А в этом году на стенде «Советские гитары» мне удалось найти редкую, недостающую деталь для моего мега-«Урала», с которым я собираюсь скоро показаться на сцене. А на стенде компании «MixArt» у нас всегда весело и многолюдно. Плюс всегда находишь массу давнишних знакомых, с которыми не виделся сто лет, и даже удается перекинуться с ними парой слов.

Вы наверняка следите за творчеством своих коллег. Ознакомились ли вы с новым альбомом группы Ария – «Феникс»? Ваша оценка альбому и вокалу Михаила Житнякова в частности.

Нет, не слежу, как вам не покажется это странным. Альбом не слышал, но уверен, что все на уровне. Они профессионалы и взрослые ребята, прошедшие огни и воды, они знают, что делают, и отвечают за это.

Ваш новый концертный тур называется «13 лет». Странное название, не юбилей все-таки. Для вас число «13» имеет определенный смысл?

В нашей стране уже давно пора сделать число 13 круглым и юбилейным. (Смеется). А если чуть более серьезно, то в свете последних участившихся глобальных мировых и местных катаклизмов, а также разговоров об очередном конце света, мы решили сами округлить 13. Черт его знает, удастся ли 15 или 20 справить? Следующий наш тур 2012 года будет носить более оптимистичное название – «Show Time». Так что, как приговаривал я когда-то на своем радио – «Оставайтесь с нами, иначе КузЪмичЪ останется с вами».

Вы большое внимание уделяете своему имиджу – вас трудно представить без татуировок, колец и цепей. Можете ли вы про себя сказать, что вы позер, в хорошем смысле этого слова?

Да, могу. И, более того, я произносил это неоднократно. Но это не правда. На самом деле все гораздо хуже – мне это действительно нравится. Цепи на моей левой руке не снимаются с 2003 года, длинные волосы ношу с 1977-го (с перерывом на службу в армии), татуировки никогда не смыть. Как мрачно пошутил мой мастер тату, «рисунки на теле живут на две недели дольше, чем их носитель». Такая своего рода гарантия качества. И разница между мной в каком-нибудь магазине, к примеру, и на сцене не столь велика. Вот и думайте сами - позерство это или образ жизни? А одеваться стильно и, как минимум, опрятно я бы рекомендовал всем.

И напоследок несколько слов нашему порталу HeadBanger.ru.

У вас всегда получаются великолепные фото-отчеты с музыкальных мероприятий. И такие же актуальные интересные письменные отчеты. Да и сайт сам весьма примечателен. Так что держите марку, стремитесь к пальме первенства, да и просто продолжайте радовать поклонников тяжелой музыки актуальной информацией о многочисленных артистах, это всегда интересно. А нашей аудитории традиционно желаю света и добра и, повторюсь – «Оставайтесь с нами, иначе КузЪмичЪ останется с вами» (с) «ЖЗ». Спасибо!

Официальный сайт Сергея Маврина: http://www.mavrick.ru/ 

Интервью - Александр “SUMRAK” Нефедов
Фото - Александр "SUMRAK" Нефедов, Наталья "Snakeheart" Патрашова, Юлия Колтырина
21 октября 2011 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker