Transatlantic

Transatlantic
Четыре разных личности

12.03.2011

Архив интервью | English version

На прогрессив-рок-сцене дня сегодняшнего найдется не так много фигур, которые бы внесли в нео-проговый ренессанс конца 90-х больший вклад, чем Нил Морс. Его группа Spock’s Beard доказала всем сомневающимся, что арт-рок 70-х остается актуальным и на пороге нового тысячелетия, а когда он в содружестве с Ройне Столтом (The Flower Kings), Майком Портным (Dream Theater) и Питером Тревавасом (Marillion) создал прог-рок-супергруппу Transatlantic, восторгу почитателей жанра не было предела. Ну а лично для меня Нил Морс играет особенную роль еще и потому, что именно с ним я делал первое в своей жизни телефонное интервью. Было это в далеком сентябре 2001 года, но первый раз всегда запоминается на всю жизнь.
За девять лет, прошедших с того разговора, многое изменилось. Нил стал новообращенным христианином и под влиянием религиозных ценностей ушел из Spock’s Beard (которые продолжили деятельность с другим вокалистом) и из Transatlantic (которые впали в спячку). Сам же певец и клавишник посвятил себя сольной карьере, выпуская альбом за альбомом, так или иначе посвященные различным аспектам взаимоотношений человека и бога. Но вдруг, как гром среди ясного неба, на ничего не подозревающую публику обрушилась новость о возрождении Transatlantic в оригинальном составе, и новый студийный альбом “The Whirlwind” (2009) подтвердил жизнеспособность и актуальность группы. Не отступая от своих традиций, коллектив записал последовавший за альбомом тур и увековечил его на монструозном тройном CD и двойном DVD “Whirld Tour” (2010). Именно он стал поводом для очередного сеанса телефонной связи между Нэшвиллом и Москвой. Казалось, цикл близится к завершению.
В этот раз, однако, общение с Нилом далось мне гораздо труднее. Хотя в назначенный срок мы оба находились у телефона, прозвониться ему так и не удалось. Лейблы назначили новую дату, но и в этот раз Нил дозвонился мне только на мобильный, а такой разговор означал бы финансовую катастрофу для лейбла и невозможность его записи для меня. К этому моменту я уже был готов сделать это интервью, что называется, любой ценой, так что я плюнул на расходы и сам набрал американский номер, сохранившийся в моем мобильнике. Однако и на этом мытарства не закончились. Когда я пару месяцев спустя взялся слушать запись, ее качество оказалось настолько плачевным, что разобрать слова Нила в нескольких местах было совершенно невозможно. Тот текст, который вы прочтете ниже – это все, что мне удалось спасти, но несмотря на все усилия, я не могу сказать, что доволен результатом. Похоже, в этот раз звезды (бог, дьявол, судьба – вписать по вкусу) слишком уж твердо вознамерились нам помешать…

Ты только что выпустил новый концертник и DVD с Translatlantic. Для тебя это далеко не первый опыт записи живых выступлений, таких релизов вышло немало, как у Transatlantic, так и в качестве твоих сольников. Было ли в процессе записи “Whirld Live” что-нибудь особенное, или же все прошло так же, как это было в случае, например, с “Testimony Live” или “Live In Europe”?

Мы музыканты, наша задача в том, чтобы исполнить песни, а съемкой и записью мы непосредственно не занимаемся. В этом смысле “Whirld Live” ничем не отличается от других. Разница в том, что с Transatlantic мы полностью играли альбом “The Whirldwind”, а это весьма необычный опыт. Кроме того, DVD снимался в Лондоне, а мы никогда раньше не записывались в Англии, так что было довольно-таки интересно.

Для большинства современных рок-групп нормальная продолжительность шоу составляет полтора, максимум два часа, а с Transatlantic вы каждый вечер играете более трех часов. Как вам это удается? Откуда вы берете столько энергии?

(Смеется). Поскольку я христианин, я считаю, что мне помог Господь. Когда я впервые увидел наш график концертов, я подумал: “Ничего себе, я это не осилю! Три часа каждый вечер, семь концертов подряд – не думаю, что выдержу!” Но выдержал, и все прошло замечательно. Я не чувствовал усталости, все шло как по маслу. Мы отыграли семь концертов подряд, и седьмой был столь же классным, как предыдущие шесть. Не думаю, что это мы такие молодцы, просто мне помогал Бог. Не знаю, какой еще источник энергии я мог бы назвать! (Смеется). Я ощущал силу музыки, ну и ребята не подвели, так что все прошло замечательно.

Как получилось, что на фестивале “High Voltage” для исполнения классической песни Genesis “Return Of The Giant Hogweed” к вам присоединился сам Стив Хэкетт?


В Европе наши диски выходят на одном и том же лейбле. Так что Майк связался с ним, и он сразу ответил: “Да, конечно!” Было просто здорово. Стив – очень скромный и добрый человек.

В этом туре в качестве концертного гитариста и клавишника вам снова помогал Даниель Гильденлев. Однако если послушать последние альбомы Pain Of Salvation или те группы, которые он относит к числу своих любимых, то они не имеют ничего общего с Transatlantic. Почему же ваш выбор пал именно на него?

Не знаю. Мы с ним отлично провели время в прошлом туре, и когда пришло время снова отправляться в дорогу, мы спросили его, не хочет ли он все повторить… На самом деле, Даниелю нравится очень разная музыка. Он очень интересный человек, у него самые разнообразные предпочтения.

Ты слышал альбом Pain Of Salvation “Scarsick”?

Нет. Я знаю, что песня “America” вызвала много споров, но саму песню так и не послушал.

Перед записью “The Whirlwind” в деятельности Transatlantic был большой перерыв, вы не играли вместе лет семь. Как твои одногруппники изменились за это время? Просто ли было снова настроиться на общую волну?

У меня было такое чувство, что мы никогда и не расставались. Удивительно, как гладко у нас все прошло, это нечто из ряда вон выходящее. Что касается изменений, то каждый из нас идет вперед, возможно, мы немного выросли, но хуже никому из нас от этого не стало.

Я правильно понимаю, что идея возродить Transatlantic исходила от тебя?

Да, от меня. Я молился, и ко мне пришло понимание, что подходящий момент настал.

Означает ли это, что в “The Whirlwind” ты как автор внес больше остальных?


Нет, не думаю. Моей музыки на альбоме минут 20, может, чуть больше, но незначительно. Идей Питера, Ройне и Майка там тоже хватает – когда мы собрались вместе, мы их все собрали в кучу. В этом-то и заключается кайф от работы с Transatlantic – у нас в группе четыре разных личности, и результат совместной работы совершенно непредсказуем.

Когда ты ушел из Spock’s Beard и Transatlantic, чтобы заняться сольной карьерой, насколько изменилась твоя аудитория? Поклонники прогрессив-рока легко приняли перемену в тематике твоих текстов?

Похоже на то. Кого-то я потерял, кого-то приобрел, а кто-то, кто не понял меня в то время, понял потом. Я очень доволен тем, как дела обстоят сегодня, и очень благодарен своим слушателям.

В России много поклонников прогрессив-рока, но проблема, на мой взгляд, в том, что у каждого из них есть собственные фавориты, которые практически не пересекаются друг с другом. То есть, никто не пойдет на концерт, потому что там играют прогрессив, все ждут именно концертов своих любимцев, а поскольку любимцы у каждого свои, ни один концерт не собирает значимого количества народа. На мой взгляд, на этой сцене в России начисто отсутствует такое понятие, как «единство». А как с этим обстоят дела в США? Например, в твоем городе есть какое-никакое прог-сообщество?

Пожалуй, нет. Но я живу в Нэшвилле, штат Теннесси, а здесь прогрессив-рок не слишком популярен (Нэшвилл считается американской столицей музыки кантри – прим. авт.). По большому счету, так обстоят дела в любом стиле музыки, взять, например, блюз – кому-то он нравится, а кому-то нет, им нравятся другие направления. Так или иначе, я благодарен за возможность играть эту музыку и не испытывать при этом проблем. Здорово, что я могу делать то, что люблю, и что есть люди, которым результат моих трудов тоже нравится.

Насколько я помню, ты являешься владельцем лейбла Radiant, который выпускает твои диски в США. Сейчас все жалуются на спад продаж дисков, потому что все больше слушателей бесплатно скачивают музыку из Интернета. Насколько эта тенденция сказалась на Radiant Records и на тебе лично?

Хм, не думаю, что я так уж из-за этого пострадал. Слава Богу, большинство слушателей прогрессив-рока любят покупать лимитированные издания, им нравится держать в руках физический диск. Скачивание не причинило нам такого уж большого вреда. Кроме того, на свете есть такая замечательная штука, как iTunes, которую я активно поддерживаю. iTunes каждый месяц платят артистам, чьи треки представлены у них для скачивания, и все доступные через них файлы продаются совершенно честно. Я считаю, что это очень хорошая компания, и я всегда рекомендую ее тем, кто собрался что-то качать.

Если оглянуться на твою сольную карьеру, то диск “Testimony” (2003) был очень личным по текстам, а после него ты переключился на более отвлеченные темы, такие как жизнеописание Мартина Лютера в “Sola Scriptura” (2007). Ты считаешь, что в плане откровенности зашел на “Testimony” слишком далеко?

Не думаю, у многих этот альбом до сих пор остается любимым. Людям нравятся песни о реальных событий, когда они знаю, что эти песни идут от сердца, и что описанные в них события действительно важны для кого-то. Так что я ничего подобного никогда не думал.

Кстати, что это за песня Eagles, которая упоминается в тексте песни “California Nights” с “Testimony”? “Если бы мне пришлось еще раз сыграть эту ужасную песню Eagles, я бы, наверное, умер”…

(Смеется). Это ни что иное, как “Hotel California”. На самом деле, она вовсе не ужасно, и перед выходом альбома я хотел заменить «ужасную» на «доставшую», потому что дело не в песне, просто я ужасно устал ее играть. Я хотел заменить это слово в тексте, перепеть этот кусочек, но было уже слишком поздно – диск прошел мастеринг.

В разделе «Дискография» на твоем официальном сайте мне попался очень странный релиз – диск под названием “Neal Morse’s Bavarian Polka Odyssey”. Ты не мог бы рассказать о нем пару слов?


(Смеется). Это шутка! Я эту информацию не сам размещал, это мой веб-дизайнер меня так разыграл. А я этого даже и не заметил! Он попросил меня просмотреть сайт и высказать свои пожелания. Я сказал ему, что все отлично, и тогда он прислал мне ссылку на страничку с этим, с позволения сказать, альбомом. (Дружный смех).

То есть, на самом деле такого диска вообще нет?

Нет.

Но пару песен по-немецки на последнем выпуске твоей серии релизов “Worship Sessions” (“Mighty To Save”, 2010) ты все-таки поешь. Откуда они взялись? Ты говоришь по-немецки?

Немного. Меня часто приглашают в Германию, так что в последние несколько лет я туда часто ездил выступать на церковных мессах. А поскольку в немецких церквях часто звучат духовные песни на немецком, я вставил парочку из них в “Worship Sessions”.

Раз уж речь зашла обо всяких необычных композициях, не мог бы ты рассказать немного о бонусах на втором CD лимитированного издания “The Whirlwind”? Откуда взялся этот материал?

Это фрагменты, которые нам пришлись по душе, но на сам “The Whirlwind” не вписались. В процессе подготовки альбома Пит, Ройне и я предлагали их на общее рассмотрение. Вообще я хотел сделать “The Whirlwind” полноценным двойным альбомом, но остальные участники с этим не согласились, так что мы поместили лишний материал на бонус-диск.

Думаю, тебя постоянно спрашивают о классических рок- и прогрессив-рок-группах, которые на тебя повлияли. А есть ли молодые группы, которые тебе по душе?


Да, есть такая очень прикольная Интернет-радиостанция morow.com, которую я часто слушаю. Если я слышу у них какую-то композицию, которая вызывает у меня желание послушать целый альбом, я записываю название группы. В последнее время мне понравились ирландцы Philman (точное название мне так и не удалось понять – прим. авт.) и еще одна группа, которая называется как-то наподобие Oblivion (судя по всему, Нил имеет в виду мини-альбом “Oblivion’s Candle” канадской группы The Isosceles Project – прим. авт.). Мы их часто слушаем, я и мой звукоинженер, нам очень нравится. Вообще, в последнее время попадается много хорошего, morow.com –отличная Интернет-радиостанция, всем рекомендую!

Раз ты вернулся в Transatlantic, ты не думал о том, чтобы вернуться и в Spock’s Beard?

Нет, не думал. Этот вопрос как-то не возникал и не обсуждался.

Сейчас, когда Ройне Столт и Майк Портной не заняты в их основных группах, как ты представляешь себе будущее Transatlantic? Он так и останется проектом, которым вы занимаетесь в свободное время, или станет постоянной группой?

По окончании тура мы не строили никаких планов. Просто мы, как всегда, закрыли очередную главу, а продолжение последует тогда, когда мы почувствуем, что настал нужный момент. Сейчас у нас нет каких-либо определенных планов.

Официальный сайт Transatlantic: http://www.transatlanticweb.com

Выражаем благодарность Максиму Былкину (Soyuz Music) за организацию этого интервью

Роман Патрашов
4 ноября 2010 г.
© HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker