Roz Vitalis

Roz Vitalis
Существует Солнце Правды

25.01.2011

Архив интервью

Питерская группа Roz Vitalis и ее лидер Иван Розмаинский уже были гостями нашего сайта. С тех пор пролетел год, в жизни коллектива произошло немало интересных событий как в плане записей, так и в плане концертов. В этот раз мы беседуем с Иваном не только о Roz Vitalis, творческих итогах и планах группы, но и о сайд-проектах участников команды, о других прог- и арт-роковых ансамблях России и ближнего зарубежья, о путях российского прог-рока, трудностях, с которыми приходится сталкиваться музыкантам при издании альбомов и проведении концертов, об «игре в дримтеатр» и пошлости в музыке... Иван даже объявил небольшой конкурс для наших читателей!

Почти год назад Вы дали нашему сайту интересное интервью. Что изменилось с тех пор в жизни Roz Vitalis? Каковы итоги прошедшего года?

Изменений много – как в студийной, так и концертной жизнях коллектива. Считаю, что 2010 год был очень удачным для Roz Vitalis. Во-первых, группа завершила запись и сведение нового альбома “Revelator”. Во-вторых, мы записали ряд треков для трибьютов и концептуальных сборников, в которых принимали участие различные артисты. Два таких сборника – четверной альбом “Dante’s Paradiso: The Divine Comedy – Part III” и двойной альбом “Iliad: A Grand Piano Extravaganza” – были изданы в ушедшем году французским лейблом Musea. Для первого мы записали композицию “Canto XIV”, которую можно послушать в Интернете. Наряду с Roz Vitalis в этом сборнике приняла участие еще одна российская группа – Little Tragedies. “Iliad: A Grand Piano Extravaganza” включает в себя чисто фортепианную музыку, а второй диск этого сборника заканчивается вещью “Outro”, записанной Иваном Розмаинским на фортепиано Bechstein в Петербургской студии грамзаписи. Из российских музыкантов в сборнике также приняли участие Сергей Болотов из Inner Drive и Андрей Руссак.

Необходимо отметить, что в 2010-м Roz Vitalis отыграли больше десятка концертов на различных мероприятиях, среди которых надо выделить прежде всего “Baltic Prog Fest 2010”, где группа, будучи единственной представительницей России, выступила вместе с Джоном Янгом, Abel Ganz, Appleseed и другими европейскими исполнителями прог-рока. В России Roz Vitalis в прошлом году удалось сыграть с The Worm Ouroboros, Serdimontana, Союзом Коммерческого Авангарда, Wozzeck, ArriereGuarden, Sunrise Sunset Project, Sehnsucht, Orchidelic (экс-Alhambra)...

Произошли изменения в концертном составе группы. Весной 2010 года басист Владимир Семенов-Тян-Шанский уехал в годичную командировку на Филиппины, и его место занял Руслан Кириллов. Кроме того, осенью в команду пришел Владислав Коротких, исполнитель на флейте и лоу-вистле (в 2008 году он записал партии флейты для студийного альбома “Overcoming-Up”); он также ответственен за ряд партий духовых для некоторых вещей нового студийного альбома и нескольких каверов.

Поставлю обычный финальный вопрос в числе первых: каковы творческие планы группы на 2011-й?

У нас есть только самые ближайшие планы – совместные концерты с финской группой Dasputnik. Хочется отыграть их на достойном уровне. Более далеко в будущее мы стараемся не смотреть. Мне бы хотелось продолжать в том же духе – играть концерты, сочинять и записывать музыку. Но если честно, я не столько строю планы на будущее, сколько удивляюсь тому, что концертный состав Roz Vitalis продолжает существовать и даже расширяется! Одна из причин этого, наверное, в том, что с самого начала концертное воплощение Roz Vitalis создавалось не как аккомпанирующий состав для Ивана Розмаинского, а как коллектив, в музыку которого каждый участник вносит свой значимый вклад. А вообще, в моем представлении любая арт-роковая (или прог-роковая) группа в современной России – очень хрупкий феномен. Поэтому каждый следующий концерт Roz Vitalis я отчасти воспринимаю как последний.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о новом диске “Revelator”. Как в данный момент продвигается работа над ним?

“Revelator” – далеко не первый полноформатный диск Roz Vitalis, но это первый альбом с «живыми» ударными и большим количеством инструментов, которые ранее не использовались в наших студийных работах: это акустическая гитара, Хаммонд-орган RT-3, концертный рояль Bechstein, синтезатор Korg Micro X, труба, виолончель и многие другие. В настоящее время диск, включающий только оригинальные вещи группы, отдан на мастеринг в Видякин-студию (там же он и сводился – и там же были записаны некоторые инструменты, например ударные).

Как обстоит дело с записанным еще в 2008-м альбом “Overcoming-Up”? Нет ли планов издать его самостоятельно, без помощи лейблов (ведь такой опыт у группы уже был)?

Этот альбом находится в каталоге будущих новых поступлений одного из европейских лейблов с весны 2009 года. Неформальная договоренность об издании была достигнута еще раньше, в октябре 2008-го. Но в продажу этот диск, увы, так пока и не поступил. Когда будет издан – не знаю. А планов выпускать самостоятельно пока нет. Во-первых, лейбл профинансировал мастеринг и пообещал выпустить. Во-вторых, сейчас надо как-то «пристраивать» “Revelator”. Возможно, мы сначала издадим именно его, тем более что качество записи у него гораздо лучше. Ну и надо иметь в виду, что издание диска за свой счет – это где-то в среднем 15–20 тысяч рублей, а то и значительно больше. Естественно, я предпочел бы по возможности избежать подобных затрат, хотя понимаю, что шансов на это не так много. А сколько денег ушло на запись и сведение, мне вообще говорить не хотелось бы...

В Интернете уже появилось несколько записанных Roz Vitalis кавер-версий: “Dream on Dreamer”, “Yours Is No Disgrace”, “Remember A Day”, “Asylum”... Если не секрет, почему Вы решили сделать каверы именно этих композиций?

Кавера на The Flower Kings и Yes – следствие моего «естественного» желания принять участие в трибьютах этим группам, почитаемым мной настолько глубоко, что иногда я боюсь утонуть в этом почитании. (Смеется.) “Dream on Dreamer” и “Yours Is No Disgrace” я выбрал потому, что они мне очень нравятся. Кроме того, у меня с самого начала, особенно в случае с песней Yes, было четкое ощущение, «видение» того, как эти вещи могут зазвучать у Roz Vitalis, что нового мы в эти произведения можем привнести. “Yours Is No Disgrace” (трибьют выйдет на Mellow Records) у нас длится около 18 минут – почти вдвое дольше оригинала. Эта композиция, наверное, самая амбициозная студийная вещь Roz Vitalis, записанная за последние два года. (Смеется.) С “Remember A Day” Pink Floyd была аналогичная ситуация, за тем исключением, что с самого начала выбор был жестко ограничен Mellow Records – на странице лейбла на MySpace был вывешен список то ли из 6, то ли из 8 композиций, из которых можно было выбирать. В этом списке значилась упомянутая выше песня. Наконец, кавер на группу The Samurai of Prog – песня “Asylum” – появился благодаря личной просьбе ко мне ее лидера Марко Бернара, известного также как организатора Colossus Projects (Dante’s Paradiso, Iliad, трибьют The Flower Kings и т. д.). Он попросил меня сделать кавер именно на эту песню, выслал MP3-файл. То есть в этом случае никакого выбора у меня не было (смеется), более того, на работу было отведено около 3–4 недель. В итоге заказчик был доволен и оценил нашу интерпретацию его песни как “very-very good”. Марко Бернар – музыкант (бас-гитарист и композитор) с более чем 30-летним стажем, так что его мнение для меня было очень важным. Сборник каверов на The Samurai of Prog должен быть издан Musea Records.

А кем и когда будет издан трибьют, включающий “Dream on Dreamer”? Слышала, что с этим кавером связана какая-то особая история...

Кавер «принят к публикации», и трибьют должен выйти в начале 2011 года на Musea Records. Среди других участников трибьютного альбома еще два российских коллектива – Apple Pie и Michael Ogorodov Band, а также группы Unitopia, Magic Pie, Final Conflict, Forgotten Suns, Sky Architect и др. Наша версия “Dream on Dreamer” длится около 6 с половиной минут и, как и в случае с “Yours Is No Disgrace”, тоже почти вдвое длиннее оригинала. Организатор трибьюта Марко Бернар еще в январе 2010 года передавал пожелание Ройне Столта: «different = better». Примерно то же самое сказал сам Столт на «деловой встрече со мной» (смеется), а точнее и правильнее говоря, на встрече с поклонниками его творчества после окончания концерта групп Karmakanic и Agents of Mercy в конце октября 2010 года в Хельсинки: «Надеюсь, что ваша интерпретация будет максимально сильно отличаться от нашей композиции». Отмечу, что мы это пожелание выполнили на все сто (смеется). В кавер-версии были задействованы два женских вокала, флейта, фагот, акустическая и электрическая гитары, а также, что неудивительно, куча клавиш. От джазового колорита оригинальной вещи не осталось и следа, равно как и от звуков безладового баса, сопрано-саксофона и мужского вокала. “Dream on Dreamer” звучит как типичная вещь Roz Vitalis – это признают те наши поклонники, которые кавер уже слышали. В общем, не уверен, что участники The Flower Kings в конечном счете окажутся в восторге. Посмотрим...

Какие вокалистки участвовали в записи каверов? Станут ли они постоянными членами группы (и будут ли петь в собственных композициях Roz Vitalis)? Будут ли выступать с Roz Vitalis на концертах?

В кавер-версиях были задействованы вокалистки Екатерина Карпцова и Алина “Sata” Березченко. Екатерина – музыкант с академическим образованием и большой практикой участия в хоровых и прочих коллективах, в настоящее время – ведущее сопрано в одном из храмов Санкт-Петербурга; она приняла участие во всех каверах. Алина – фронтвумен команды Orchidelic (ее вокал можно услышать также в альбоме группы Sehnsucht, недавно изданном на RAIG, и на некоторых концертах проекта Total Station), она спела в “Dream on Dreamer” и “Yours Is No Disgrace”. Таким образом, в этих двух каверах мы использовали сочетание «академический вокал» плюс «эстрадный вокал», и наиболее резкий и интересный контраст получился в “Yours Is No Disgrace. Я обдумывал вопрос об участии какой-либо из этих вокалисток в наших концертах, но на групповое обсуждение его не выносил – в первую очередь потому, что сейчас есть более неотложные задачи, требующие своевременного решения.

Нельзя не отметить, что группе удалось добиться значительного прогресса в выступлениях! На одном из последних концертов Roz Vitalis звучали необычайно энергично, сыгранно и сбалансировано. Но будет ли такой состав (И. Розмаинский – клавиши, В. Поляков – вокал, В. Ефимов – гитара, Р. Кириллов – бас, В. Коротких – флейта, Ф. Семенов – барабаны) более-менее постоянным? Планируется ли в дальнейшем задействовать на концертах струнные инструменты?

Спасибо за теплые слова! Я надеюсь, что состав будет более-менее постоянным, но будущее неопределенно и непознаваемо! Предсказать его невозможно.

Что касается струнных... Догадываюсь, что эта часть вопроса инспирирована уже упоминавшейся композицией “Canto XIV”. Состав инструментов, использованных при записи этой вещи, необычен даже по меркам последнего студийного альбома Roz Vitalis: помимо синтезатора Roland Juno D, гитар, металлофона и «классической» флейты, там можно услышать лоу-вистл, бонги, аналоговый синтезатор Vermona, ну а также альт- и сопрано- блок-флейты от «гостевого» духовика Ивана Косьянова и альт от еще одного «гостя», точнее «гостьи», – Жанны Коцюба. Это сессионная альтистка Видякин-студии; она также задействована в одной из композиций альбома “Revelator”. Однако в концертном составе Жанна участвовать не будет по ряду причин, главная из которых – ее недавний переезд в США на постоянное место жительства.

В принципе, желание привлечь струнные на концерты у меня есть, но в данный момент для реализации этого желания я ничего не делаю, поскольку, повторюсь, существуют более важные задачи. Могу только сообщить, что на одной из репетиций Roz Vitalis в середине января участвовало семь человек. Но кто этот седьмой и на каких акустических инструментах он играл, пусть пока останется нашей маленькой тайной. (Улыбается.)

Как происходит процесс записи композиций? Если ли у музыкантов возможность собираться и творить «живьем в студии» или работа над треками происходит посредством Интернета?

В основном студийная работа происходит поканально, посредством постепенных и многократных наложений. Какие-то партии пишутся у меня дома, какие-то – в тех или иных более профессиональных студиях, в основном – в Видякин-студии. Сначала я пишу клавишные, потом остальные музыканты записывают другие инструменты. Это если в данной вещи нет барабанов. Если же в композиции используются ударные, то сначала я пишу под метроном «черновые клавиши», затем под них и метроном пишутся ударные. Далее черновые клавиши обычно, но не всегда, уничтожаются, под ударные пишется бас, потом – «беловые клавиши» и всё остальное. Впрочем, эти «последовательности» соблюдаются не во всех случаях...

Для работы же «живьем в студии» возможностей мало вследствие большой занятости всех участников концертного состава Roz Vitalis. У нас еле хватает времени на регулярные репетиции, на которых мы отшлифовываем вещи, исполняемые на концертах. Кстати, здесь кроется одна из причин различий между студийным и живым воплощениями Roz Vitalis. Как я уже отмечал, музыка, исполняемая нами живьем, почти всегда продукт равноправного вклада каждого из участников группы, это почти целиком плод коллективного творчества. Мое лидерство заключается в основном в организации большей части концертов и в том, что я больше, чем остальные, дергаюсь, когда кто-то опаздывает на репетиции или саундчеки. Наши студийные записи, в которых немало кусков с многократными наложениями моих клавиш, дают очень слабое представление о том, как группа звучит на концертах.

Тем не менее, в некоторых студийных треках Roz Vitalis всё-таки есть части, записанные именно методом «живьем в студии». Одна из таких вещей выложена в Интернете – это кавер-версия “Remember A Day” Pink Floyd. Она содержит кусок, записанный в реальном времени концертным составом Roz Vitalis, причем его предыдущим воплощением, существовавшим до отъезда басиста Семенова-Тян-Шанского на Филиппины.

Иван, как известно, Вы не только записываетесь и выступаете вместе с группой, но и организуете концерты. Так, Вам удалось, пожалуй, невероятное – практически в одиночку сделать несколько питерских прог-фестов и принять в них участие (с Roz Vitalis) самому! Как Вам удается совмещать столь трудоемкие виды деятельности, требующие полной отдачи?

И как при этом удается не потерять физическое и душевное здоровье, работая к тому же на двух, а иногда и трех работах, не имеющих отношения к музыке? Не знаю... Верю, что существует Солнце Правды, лучи которого согревают нас, защищая от житейских невзгод...

Ну и нельзя не сказать о том, что, хотя основную работу по организации фестивалей осуществлял я, остальные участники группы вносили немалый вклад. В частности, практически все вопросы, носившие «жилищно-транспортный» характер, эффективно решались музыкантами, каждого из которых зовут Владимир. Так что товарищам Полякову, Ефимову и Семенову-Тян-Шанскому выражаю особые благодарности!!!

Выскажусь точнее: фестивали организовывал не столько я, сколько группа Roz Vitalis. Один я ничего бы сделать не смог. Ну и не надо забывать, что фестивали длятся всё-таки довольно непродолжительный промежуток времени, в течение которого можно «забить» на другие «активности».

Что Вам интереснее – играть на сцене или организовывать подобные мероприятия?

Первое. Думаю, что я как музыкант способнее, чем как организатор. (Смеется.) Впрочем, я могу сильно ошибаться.

Каков критерий отбора участников для фестивалей? Каков, на Ваш взгляд, идеальный прог-фестиваль?

От каждого участника каждой группы, участвующей в нашем фестивале Saint Peter Prog Fest, требуется сдать целый пакет документов (копию флюрографии, копию военного билета, копию ИНН, копию трудовой книжки и др.), а также заплатить небольшую, чисто символическую сумму взноса в фонд фестиваля: 39 тысяч 247 рублей 86 копеек! Однако здесь надо сделать важную оговорку. Если музыка группы-участницы фестиваля мне нравится или хотя бы не вызывает резкой антипатии, то приведенные в предыдущем абзаце требования отменяются полностью, окончательно и бесповоротно! (Смеется.)

Если еще более приблизиться к реальности, то, собственно, всем нашим фестивалям предшествовали виртуальные или реальные встречи с конкретными людьми. Сначала я договаривался с иногородней или иностранной группой-хэдлайнером, затем уже искал «поддерживающие» коллективы из Питера. Критерии отбора для таких коллективов – хотя бы некоторое соответствие стилистике прог-рока, адекватный уровень профессионализма и приятность от общения с музыкой или даже с конкретными участниками/участницами групп, ее играющих. Надо также отметить, что наши фестивали пока что не носят строго регулярного характера, поскольку для этого нет никакой финансовой или технической базы. Нет ни спонсоров, ни даже больших (вместимостью более 150 человек) клубов, готовых заниматься подобными фестивалями.

Ну а каков идеальный прог-фестиваль – не знаю. Наверное, это фестиваль очень хорошей музыки, по окончании которого слушатели расходятся в радостном настроении, с кучей положительных эмоций.

Нет ли у Вас желания сыграть с группой Александра Костарева, одного из корифеев российского прог-рока?

Желание сыграть есть. Но и по статусу, и по исполнительскому мастерству имеются очень существенные различия между названной Вами группой и коллективом, художественным руководителем которого я являюсь. Вы же сами назвали эту группу «корифеями российского прог-рока». Некоторые журналисты использовали в отношении нее же термин «этанол российского прога». Кроме того, наглость пока что не относится к числу черт моего характера. Поэтому, по крайней мере, в самое ближайшее время я сам не стал бы выступать с предложениями о совместном концерте. Впрочем, какова длительность этого «ближайшего времени», я по ряду причин затрудняюсь сказать. (Улыбается.) А в клубе Александра Костарева, «Кактусовой Пещере», мы играли – в конце сентября 2009 года. И впечатления – от атмосферы, от звука, от отношения Хозяина Пещеры – остались очень хорошими. Кстати, некоторые фрагменты того нашего концерта можно найти на YouTube.

А вообще, с кем из ныне действующих групп/музыкантов Вам хотелось бы сыграть?

Ну, вообще говоря, я был бы рад сыграть с любой группой или любым музыкантом, исполняющим хорошую музыку, не обязательно прог-рок. Вопрос в другом – захочет ли этого тот или иной музыкант... Чтобы не утомлять никого длинным и отчасти предсказуемым перечнем коллективов, с которыми мне хотелось бы выступить, я попытаюсь ответить на Ваш вопрос интереснее.

Я мечтаю о совместном концерте Roz Vitalis и группы Тени Ковдорского Гока. Это потрясающий коллектив, играющий, как мне кажется, музыку на стыке психоделического рока и индастриала. Коллектив, зацепивший меня уже одним названием. Вы вслушайтесь, как оно звучит: «Тени Ковдорского Гока»! Ансамбль с таким названием не может играть скучную и бездарную музыку! К моему глубочайшему сожалению, никаких следов присутствия этой группы в современной музыке мне нигде не удалось обнаружить. Нет информации ни о записях, ни о биографии, ни о составе, ни о сыгранных прежде или назначенных на будущее концертах. Но мне хочется верить, что команда Тени Ковдорского Гока еще заявит о себе – может быть, даже вскоре после этого интервью! (Смеется.)

А теперь вопрос-загадка к тем, кто читает сейчас эти строки. Что означает великое и ужасное словосочетание Ковдорский Гок, имеющее, возможно, тайный, мистический смысл? Можете присылать свои ответы мне через форму ВКонтакте. Авторов самых интересных ответов ждет приз – какой-нибудь из дисков Roz Vitalis. Только прошу – не используйте поисковые системы вроде «Яндекса» или «Гугла», в противном случае очарование этой загадки моментально исчезнет! Но название «Ковдорский Гок» действительно существует, причем к Ковдорскому ущелью никакого отношения не имеет!
 
Какие из прог-роковых (арт-роковых) групп России и ближнего зарубежья Вы могли бы отметить?

Начну с общей констатации того факта, что в России и ближнем зарубежье существует очень большое количество хороших и интересных групп, играющих прог-рок (арт-рок). Многие из них по тем или иным аспектам лучше, профессиональнее и/или успешнее, чем Roz Vitalis. Сразу же прошу прощения у музыкантов тех коллективов, которые я упомянуть забыл. Мне бы не хотелось, чтобы нижеприведенные строки воспринимались как пиар одних групп и его отсутствие в отношении других.

Группу Александра Костарева – «этанол российского прога» – мы уже упомянули.
Группа, уже давно собирающая больше всего зрителей на свои сольные концерты среди всех российских проговых коллективов, – Оргия Праведников (Москва).
Группа, которая была неофициальным лидером отечественного прог-рока в первой половине 2000-х годов и хэдлайнером первых двух фестивалей “InProg”, – Azazello (Тында), возможно, лучшая из прог-металлических команд России.
Группа, которая больше всех была задействована на совместных проектах Colossus и Musea Records, одна из самых известных российских проговых коллективов на Западе, – Little Tragedies (Курск – Германия).
Группа, музыка которой, возможно, цепляет меня сильнее всего, – Olive Mess (Рига).
Группа, являющаяся, без сомнений, ведущей в стилистике psychedelic/space rock, – Vespero (Астрахань).
Группа, записавшая за последние годы самый продаваемый на Западе альбом (“2nd Hands”), – The Gourishankar (Сыктывкар).
Группа, которая, на мой взгляд, заслуживает титулов «классиков питерского прога», – Корпус 2. Эта команда существовала еще во времена Ленинградского Рок-Клуба.
Группа, также являющаяся ветераном питерской сцены, играющая сейчас нечто вроде психоделического арт-рока, – Птица Си.
Группы, которые были хедлайнерами на наших фестивалях “Saint Peter Prog Fest”. Это Inner Drive (Москва) и The Worm Ouroboros (Минск). Замечательные коллективы, с которыми у нас установились почти братские отношения.
Группы из Санкт-Петербурга, которые играли на этих же фестивалях, – The Pravednicks’ Band, Pandora, Serdimontana. Все они – очень хорошие!
Группы, с которыми мы за последние два года выступали вместе и которые можно отнести к прог-року, – питерские команды Gdeva, Sunrise Sunset Project, ArriereGuarden, а также москвичи Batisfera.
Группа, на концерте которой в Санкт-Петербурге в 2010 году я сыграл клавишные сольные партии в нескольких вещах, не успев сильно испортить впечатление от шоу (улыбается), – Infront (Москва), авторы альбома “Wordless”, возможно, одного из лучших инструментальных прог-роковых релизов 2000-х годов в нашей стране.
Отмечу также Lost World (Москва – США) с их отличным альбомом “Trajectories” и Eternal Wanderers (Москва), выпустивших замечательный диск “The Door to the Parallel World”.
И есть много других очень достойных коллективов...

Как Вы оцениваете перспективы проведения фестивалей прог-музыки в России? Что, на Ваш взгляд, способствует этому, а что мешает?

Кроме энтузиазма организаторов и любви к такой музыке, ничего не способствует. А мешает отсутствие денег, рекламы, а также снобизм арт-директоров клубов, которые не хотят предоставлять помещение под проведение подобных фестивалей, их неверие в то, что такая музыка может собрать много народа, вместе с неверием отечественных слушателей (и радиостанций, телевидения, журналов, газет) в то, что такая музыка может быть интересной.

Что, на Ваш взгляд, должно способствовать формированию в России сцены прог-рока?

Я думаю, что, скорее всего, в течение ближайших 10 лет, а то и в течение гораздо более длительного срока эта сцена в России будет влачить жалкое существование. Вероятность этого чрезвычайно высока. Тогда сегмент прог-рока будет состоять из немалого количества «групп-неудачниц», которые будут распадаться, не записав ни одного альбома или записав 1–2 диска, и одной, двух или нескольких групп-лидеров вроде Оргии Праведников, на концерты которых народ будет и дальше ходить не потому, что это прог-рок, а потому что это Оргия Праведников. Кстати, я вовсе не считаю, что последний аспект плох. Так и должно быть! Аналогично, народ ходит на Арию, потому что это Ария (а не просто хэви-метал), а также на ДДТ, потому что это ДДТ (а не просто русский рок). Однако помимо Арии у нас есть еще много более-менее успешных металлических групп, и помимо ДДТ у нас есть много успешных русскорочных команд. А вот с прог-роком дела обстоят – и, видимо, будут обстоять, как я уже сказал, – гораздо печальнее.

Более оптимистично события на отечественной прог-сцене могут развиваться при одном из следующих условий. Первое – если будет поддержка со стороны государства или влиятельных частных спонсоров. (Смеется.) Подобная поддержка оказывается в ряде западных стран в отношении классической музыки, а в некоторых странах Скандинавии, насколько мне известно, и в отношении некоторых видов рок-музыки. Но реализацию такого сценария в России я вижу не намного более вероятной, чем, скажем, бесплатный квартирник Metallica или Rammstein в каком-нибудь Яцироманчейске. (Смеется.) Второе условие – появление и продвижение значительного количества групп уровня Оргии Праведников. То есть таких групп, которые, играя арт-рок (прог-рок), смогут сделать свою музыку интересной и актуальной для любителей других стилей или просто большого количества меломанов, а не только для проггеров. А третье – появление и существование очень большого количества групп, которые можно было бы назвать «рабочими лошадками прога». Речь идет о коллективах, довольствующихся малым в плане продаж альбомов и посещаемости концертов, но продолжающих играть прог-рок годами и десятилетиями, регулярно записывая диски и выступая.

Два последних сценария развития событий видятся чуть менее невероятными, чем первый, и они действительно могут поднять уровень популярности прог-рока в нашей стране. Хотя я всё равно сильно сомневаюсь, что это произойдет, по крайней мере, в ближайшем будущем.

То есть если говорить о будущем российской прог-музыки, то...

...ситуация умеренно пессимистичная. На одной чаше весов – энтузиазм музыкантов, их желание творить, их стремление к тому, чтобы хотя бы часть музыкальных идей не погибла и воплотилась в «конечный продукт» (простите за банальный рыночный термин). На другой – большие денежные суммы, которые требуются для воплощения этих идей, технические и кадровые ограничения, а также очень глубоко укоренившееся неверие в эту музыку лейблов, арт-директоров клубов, радиостанций, телевидения, журналистов, слушателей и потенциальных спонсоров. В среднем путь прог-роковой группы к своим слушателям гораздо длиннее, чем путь коллектива, играющего в более востребованных жанрах (металл, готика, русский рок или авторская песня). Это обусловлено не только «технологической» спецификой прог-рока, состоящей в том, что от музыкантов требуется очень много времени и усилий для производства «конечного продукта», но и только что описанным мной неверием в эту музыку у нас в стране. Зачастую группы, играющие такую музыку, замалчиваются, и делается вид, что вообще «в этой стране» арт-рока либо не было, либо нет сейчас и никогда больше не будет. «У нас в России арт-рок сейчас не играют» – подобную фразу можно встретить нередко.

С какими еще трудностями, помимо финансовых и, как Вы сказали выше, неверия в некоммерческую музыку, приходится сталкиваться отечественным андеграундным группам?

Ну, одних финансовых трудностей уже может оказаться достаточно, чтобы через какой-то более-менее длительный временной интервал уничтожить группу. Здесь же надо упомянуть и трудности, связанные с отсутствием необходимых инструментов и звукозаписывающих устройств. Иными словами, финансовые и технические трудности очень тесно переплетаются. То есть отсутствие финансов часто мешает решать технические проблемы.

Другая проблема – отсутствие способности соучаствовать (об этом в одном из своих интервью говорил Николай Судник). То есть сложно собрать коллектив людей, которые хотя бы отчасти могли бы быть или стать единомышленниками и принимать друг друга такими, какие они есть. Массовая пропаганда через СМИ эгоизма и потребительского отношения к жизни делает свое дело. Стремление к «перетягиванию одеяла на себя», неспособность идти на взаимные уступки, добиваться взаимных компромиссов, банальное себялюбие, а также лень, раздолбайство и пофигизм разрушают общее дело.

Ну и можно добавить еще то обстоятельство, что «запас терпения» ни у кого не безграничен: рано или поздно различные неудачи могут «достать» любого. Добавьте сюда еще постоянное ощущение того, что «эта музыка никому не нужна» – ни лейблам, ни радиостанциям, ни обычным слушателям. Я не говорю уже о том, что с самого начала записи нового альбома многим группам почти на сто процентов ясно, что в финансовом плане расходы на диск не окупятся. Даже если найдется лейбл, который этот альбом издаст!

А что необходимо для записи качественного прог-рокового диска и почему порой процесс записи и издания альбома оказывается дольше истории (или жизни) самой группы?

Запись качественного прог-рокового диска – пример «сложного производства». Для такой записи музыканту – скажем так, автору основных идей – необходимо вовлекаться в долгосрочные отношения с другими музыкантами, а также с людьми «связанных профессий»: звукоинженерами, продавцами/арендодателями нужных инструментов и т. д. Кроме того, от генератора идей требуется и выстраивание определенных отношений с техникой и финансами (повторяющиеся денежные затраты). Недостаточный профессионализм, халатное отношение к выполняемой работе, лень, невнимание, непонимание или предательство со стороны музыкантов и/или звукоинженеров, неполадки с оборудованием, нехватка денег – эти и подобные феномены могут уничтожить процесс превращения «исходной музыкальной идеи» в «конечный продукт».

И при этом, даже если все «факторы производства» имеются в наличии и работают, «конечный продукт» всё равно может не получиться. То есть производство прог-рокового альбома можно сравнить с производством, скажем, металлорежущих станков: опять-таки, требуется много времени, усилий, денег, специализированного оборудования и сложной сети взаимодействий между людьми. Однако соотношение между затратами и выпуском станков или нефтехимического оборудования, как правило, можно очень точно просчитать. Аналогичные расчеты применительно к прог-роковому альбому могут оказаться чепухой. Вдохновение и эмоции вычислить невозможно! По всем этим только что перечисленным причинам многие прог-роковые группы не доживают даже до окончания записи одного альбома!

Я не говорю о том, что запись прог-рокового диска – дело более сложное, чем запись альбома, создаваемого в другом направлении рок-музыки или, скажем, джаза. Но, на мой взгляд, создание альбома в стиле прог-рок требует больше финансовых, технических и кадровых усилий, чем аналогичная работа во многих других стилях современной музыки.

В своем предыдущем интервью Вы говорили о «пошлости в музыке». Поясните, пожалуйста, что именно имелось в виду...

О «пошлости в музыке» я не говорил, я говорил об опошленности конкретного термина – «прогрессив». Тем не менее, считаю этот вопрос очень своевременным и важным. Давайте начнем с определения, которое было приведено в одном из советских словарей: «Пошлость – морально-эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности». Та музыка, которая «вульгаризирует духовные ценности», которая направлена на то, чтобы превратить человека в существо хуже животного, как раз и является пошлой. Надеюсь, те, кто читали предыдущее интервью, поняли, что фраза об «опошленности» прогрессива «игрой в дримтеатр» не означала, что я рассматривал музыку Dream Theater или их последователей как пошлую. И вообще, нигде, ни в каком из своих интервью я не называл музыку конкретного исполнителя или коллектива пошлой – ни Dream Theater, ни их последователей, ни кого-либо еще. Хотя Dream Theater не относится к моим любимым командам, но многие вещи мне у них нравятся, а некоторые даже очень сильно. Ну а если какая-то команда вдохновляется их идеями и пытается творить, то, что в этом плохого?

А почему тогда Вы употребили выражение «игра в дримтеатр»?

Дело в следующем. Феномен копирования идей за последние 10–15 лет DreamTheater принял массовый характер. И почти такой же характер приняло негативное отношение людей к термину «прогрессив». Я многократно лично сталкивался с таким отношением, когда общался с арт-директорами клубов или «простыми слушателями». Многие люди, услышав слово «прогрессив», делают кислую физиономию и начинают изображать из себя виртуозного гитариста, играющего на воображаемой, несуществующей гитаре (улыбается). «Прогрессив? Ну это типа Дрим Театр... Не, не надо, не интересно».

Так что когда я говорил о том, что у многих современных слушателей слово «прогрессив» ассоциируется лишь с занудством и копированием групп вроде Genesis, Yes и Dream Theater, и слово «арт-рок» не опошлено «игрой в дримтеатр», я просто провел причинно-следственную связь между двумя фактами. Фактом большого количества копировщиков Dream Theater и двух других упомянутых коллективов и фактом аллергии людей на термин «прогрессив». По-моему, первое явление породило второе. Кроме того, у меня уже давно возникло устойчивое ощущение того, что команды, подражавшие Dream Theater, восхищались не музыкальными идеями группы, а количеством денег, которое заработали эти лидеры прогрессив-метала. На мой взгляд, коммерциализация музыки, когда песни создаются не ради воплощения красоты и поиска истины, а исключительно для получения большого количества денег, – типичный пример опошления искусства.

А можете назвать таких «пошляков»?

Как говорится, чужая душа – потемки. Определить, вдохновляется ли та или иная конкретная группа мелодическими и ритмическими находками Dream Theater или их доходами, я не берусь. Вот поэтому никакой конкретный коллектив я не обвинял в «пошлости». Простая аналогия: есть явления взяточничества и воровства, носящие массовый характер. Спорить с этим никто не будет. Но чтобы назвать какого-то конкретного человека взяточником или вором, нужны очень достоверные, более чем веские основания. Вот и у меня нет оснований, чтобы какую-то конкретную группу именовать участницей «игры в дримтеатр». Но и нет оснований отрицать существование этого явления.

И вдогонку: ведь и термины «арт-рок» и «авангард» могут быть «опошлены» точно так же, как и термин «прогрессив». Как же в таком случае лучше называть стиль своей музыки группам, пытающимся пробиться к слушателям, которые уже не воспринимают вышеперечисленные термины как относящиеся к чему-то действительно серьезному, высокохудожественному и ценному?

Ну, во-первых, пока эти термины вроде не опошлены. Слово «арт-рок» вызывает меньше негативных чувств, чем слово «прог-рок», а «прог-рок» – меньше, чем «прогрессив» (улыбается). Во-вторых, если всё-таки это случится, наверное, стоит попытаться подобрать какие-то другие «теги» вроде «экспериментальный рок».

Я хочу сказать еще вот что: на самом деле как музыканту мне действительно чуждо деление музыки на различные стили. Я не знаю точно, в каком стиле играет Roz Vitalis, и мне не особенно это важно. Музыканты Roz Vitalis играют музыку. И стремятся хорошо играть хорошую музыку (улыбается). А слушатели как только не обзывали стиль Roz Vitalis – «арт-прогрессив-авангард-спейс-рок», «готика», «обыкновенный дарк-вейв», «RIO», «чистой воды психоделический рок», и даже «ска-панк». (Смеется.)

Но мне приходится, помимо игры на клавишах и сочинения музыки, заниматься еще и продвижением группы – вести переговоры с клубами, лейблами, печатать афиши и т. д. И я понимаю, что неверное или даже неточное описание стиля может оттолкнуть от нее часть потенциальных слушателей. Вот поэтому приходиться вдаваться в нюансы, чем «симфо-прог» отличается от «авант-прога», а «арт-рок» от «прогрессива», хотя зачастую это сильно задалбывает...

Вернемся к Roz Vitalis. Есть ли у участников группы другие проекты помимо основной команды?

У участников Roz Vitalis есть два проекта – Охра и ReVitalization Project. Охра – фолк-фьюжн-проект нашего флейтиста Владислава Коротких, исполняющий современные аранжировки народных мелодий и песен, постепенно двигаясь к собственному оригинальному материалу. Барабанщик Охры – Юрий Хомоненко, заменявший у нас на “Baltic Prog Fest 2010” Филиппа Семенова. Летом 2009 года Охра отыграла 6 концертов в Греции, представляя Россию на международном фестивале. В настоящее время Охра ищет профессиональную вокалистку, которая сможет и захочет работать в проекте. Так что если кто-то из девушек, читающих это интервью, хочет стать голосом и лицом далеко не последнего питерского коллектива, – милости просим!

Что касается ReVitalization Project, то его художественный руководитель – фронтмен Roz Vitalis Владимир Поляков. Проект сформировался из интересных послерепетиционных импровизаций Roz Vitalis. По словам Полякова, группа целиком ориентирована «на психоделический рок с потоками сознания фронтмена как его неотъемлемой частью». Весной 2011 года должен выйти первый «живой» диск, его рабочее название – “Proximity Records”. Кроме того, проект планирует создать уникальный сюрреалистический видеофильм для альбома.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Total Station.

Проект Total Station был основан в 2009 году музыкантом Владимиром Кабановым, играющем на аналоговых синтезаторах и тон-генераторах. В послужном списке проекта два альбома – “Live at Radio Weimar” и ”Semiconductors”. Первый из них записан Кабановым и более чем известным клавишником с мировым именем Михаилом Огородовым, а второй – Кабановым и Розмаинским. Среди других приятных моментов в молодой жизни Total Station можно упомянуть также эфир по Первому каналу Центрального ТВ в январе 2010 года. Забавно, что и издание первого альбома, и эфир на ТВ имели место, когда у проекта еще не было ни одного публичного выступления. В течение 2010 года Total Station дал 5 концертов в различных составах, причем во всех из них участвовали Кабанов и Розмаинский. Иногда к группе присоединялись вокалистки: Ксения «Lotus Eater» Ермошина или Алина «Sata» Березченко.

Стиль музыки Total Station – импровизационный авангард, одна из ключевых саундовых идей – совмещение жесткого саунда аналоговых синтезаторов и тон-генераторов со звучанием «чистого» фортепиано. В этом проекте я практически не использую электронные тембры своих синтезаторов. То есть амплуа Ивана Розмаинского в Total Station – не «арт-роковый клавишник», а «пианист-импровизатор». Можно также отметить, что по сравнению с творчеством Total Station многое из музыки Roz Vitalis – это вообще попса попсой. (Смеется.) Ближайшие концерты Total Station – 2 февраля в Санкт-Петербурге в баре “Summer”. Следите за рекламой в Интернете.

А чем Вы (и остальные музыканты) занимаетесь в свободное от музыки время? Есть ли у Вас иные хобби и увлечения?

Насчет других музыкантов ответить не берусь. У меня значительная часть времени уходит на музыку, работы, с ней не связанные, семью и сон. «Вокалист должен много спать», как сказал Джеймс ЛаБри. Правда, петь я не умею (улыбается). В числе увлечений, наверное, можно назвать путешествия, общение с друзьями, чтение книг, ознакомление с новыми рецензиями на сайте headbanger.ru или в журнале InRock... (Смеется.)

Многие музыканты широко - и довольно успешно - используют возможности Интернета, раскручивая свои проекты. Как обстоит с этим дело у Roz Vitalis? Нет ли у Вас желания завести свой блог – скажем, в ЖЖ? Ведь «Живой Журнал» – довольно мощный ресурс не только для высказывания своих взглядов, общения, налаживания связей, но и для формирования информационного поля, продвижения чего-либо...

Желание завести свой блог в ЖЖ есть. Но самого блога Ивана Розмаинского в ЖЖ пока нет. Грубо говоря, руки не доходят. Но не исключаю, что когда-нибудь такой блог появится. А возможности Интернета я стараюсь использовать. И у меня, и у группы Roz Vitalis есть страница в ВКонтакте. Команда представлена на MySpace и RealMusic.ru. Ресурсы электронной почты также используются очень активно. Если сильно постараться, то адреса моей почты можно найти в Интернете. Да и в ЖЖ реклама концертов Roz Vitalis постоянно делается, а вот кем – не скажу (улыбается).

Я отвечаю почти на все письма и сообщения, которые обращены лично ко мне, в том числе и критику. Но в дискуссии на различных форумах или в ЖЖ обычно стараюсь не ввязываться, чтобы лишний раз не растрачивать творческую энергию, не терять драгоценное время и не портить себе и другим людям настроение. О некоторых подобных дискуссиях я узнаю, когда они уже успели закончиться. В таких спорах редко рождается истина – она зачастую если не умирает, то погружается в летаргический сон. А люди обмениваются не опытом того, что прожито и пережито, а энергией злобы и ненависти, забывая о чрезвычайной хрупкости такого феномена, как человеческое существование.

И последний для этой беседы вопрос. Группой объявлены ближайшие концерты - 11 и 12 февраля. Вы уже упомянули, что в них примет участие финская группа Dasputnik. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о мероприятиях. Планируете ли Вы какие-то сюрпризы - в сет-листе, составе?

Молодая финская группа Dasputnik играет в стилистике psychedelic/space rock. Ее творчество с высокой степенью вероятности может понравиться любителям Gong, Ozric Tentacles, Hidria Spacefolk, Vespero, Gdeva и просто хорошей современной музыки. Наиболее известный опус команды – полноформатный студийный альбом “Parapsykosis” (2009). Некоторые треки с него выложены в ВКонтакте. Группа представляла Финляндию на “Baltic Prog Fest 2010” вместе с Porcelain. 11 февраля (в пятницу) состоится “Saint Peter Prog Fest 2011”, который пройдет в клубе «Байконур». В фестивале примут участие Dasputnik, Roz Vitalis и – в качестве хэдлайнера – уже упоминавшаяся выше старейшая питерская психоделик-арт-рок-группа Птица Си. Ее виолончелист Владимир Белов известен также по работе с Vespero, Theodor Bastard и другими коллективами. 12 февраля Roz Vitalis и Dasputnik сыграют вместе в клубе «ГЭЗ-21».

В сет-листе второго концерта будут новые вещи. В составе также планируются некоторые изменения, но какие, я, естественно, не скажу – ну хотя бы потому, что планы могут не сбыться. Осталось сказать только: «Приходите на концерты Roz Vitalis и Dasputnik в феврале!»

Официальная страничка Roz Vitalis нa MySpace: http://www.myspace.com/rozvitalisprog 

R’G’N’
21 января 2010 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker