Sirenia
Семь ключей и девять дверей

01.06.2007

Архив интервью | English version

Последний альбом норвежских готик-металлистов Sirenia порадовал многих слушателей, но для не меньшего количества фэнов он стал неприятным сюрпризом. С приходом новой вокалистки Моники Педерсен группа сделала резкий поворот в сторону более мягкого звучания, уменьшения доли гроулинга и еще большего количества мелодий. Разумеется, группа объясняет произошедшие перемены «художественным развитием», но мы решили выяснить поподробнее, что имеет в виду группа, используя этот расплывчатый термин, и пообщались с гитаристом, вокалистом и автором всех песен Sirenia Мортеном Веландом незадолго до первого концерта группы в Москве. Мортен оказался молодым человеком весьма внушительных габаритов, но при этом очень спокойным и с тихим голосом. Он не из тех музыкантов, которые выдают журналисту 1000 слов в минуту на любую из предложенных тем, он вообще предпочитает не комментировать многие аспекты своего творчества, но мы все-таки надеемся, что это интервью в какой-то степени поможет вам разобраться в причинах изменений, произошедших с Sirenia…

Начнем со стандартного вопроса – как тебе понравилась Москва? Насколько она оправдала твои ожидания?


Очень здорово, здесь такие дружелюбные люди. Правда, сейчас здесь довольно прохладно! (Смеется). Мы в течение многих лет хотели приехать в Россию, и здорово, что сейчас мы все-таки оказались здесь.

Сегодня вы даете первый концерт в поддержку альбома “Nine Destinies And A Downfall”, который поступил в продажу буквально вчера. Какие чувства сейчас у вас вызывает этот альбом? Тот момент, когда диск выходит в свет, до сих пор остается для вас особенным, или же посте стольких релизов процесс выхода диска уже становится рутинным?

Когда диск закончен, это всегда вызывает воодушевление. Мы всегда очень серьезно работаем над диском, и этот процесс обычно затягивается – сначала пару лет необходимо сочинять материал, затем 10 недель работать над ним в студии, к тому же, нужно позаботиться об еще множестве связанных с альбомом вещей, так что когда диск наконец-то завершен, и ты держишь в руках готовый продукт, это всегда восхитительное чувство. Это значит, что мы достигли того, над чем работали длительное время.

Не секрет, что “Nine Destinies And A Downfall” можно было скачать из Интернета еще за месяц до даты релиза. Представляет ли скачивание проблему для Sirenia, или же это, наоборот, своего рода дополнительная реклама?

Не знаю. В любом случае, таких ситуаций не избежать. Интернет стал прочной частью нашей жизни, и в тот же день, когда лейблы рассылают промо-диски, кто-нибудь выкладывает альбом в сеть. Но по крайней мере, благодаря этому у людей есть возможность послушать материал, и если он им понравится, они могут пойти и купить диск, а если не понравится – то никто их не заставляет тратить деньги. (Смеется).

Нам доводилось слышать мнение о том, что благодаря тому, что музыканты знают, что их альбом будут слушать перед покупкой, они работают над материалом гораздо тщательнее…

Знаете, мы и так выкладываемся на всю катушку, мы в любом случае очень требовательны к результатам собственной работы и делаем все возможное, чтобы с каждым диском превзойти себя. Так что Интернет дает дополнительные возможности только для фэнов – конечно, с годами группа развиваются, у нас меняются источники вдохновения и музыкальные вкусы, и сейчас я уже не пишу совершенно такой же материал, как 10 лет назад, поэтому фэны, возможно, захотят послушать новый диск перед покупкой. Мы же в любом случае выкладываемся на всю катушку на каждом альбоме, мы всегда вкладываем в диск очень много времени и сил.

Ты сочинял новые песни под голос вашей новой певицы Моники, или же ты писал материал спонтанно, а потом искал вокалистку, способную его спеть?

Я сочинил достаточно много музыки еще до того, как начал общаться с Моникой. У меня в голове заранее было представление о том, как должна звучать новая вокалистка. Когда мы начали работать с Моникой и сделали тестовую запись нескольких новых песен, мы сразу же почувствовали. Что это именно тот голос, который я ищу. После того, как мы проработали вместе некоторое время, я получше узнал ее и ее голос, и тогда я внес в песни завершающие штрихи, чтобы они идеально подходили к ее вокалу.

Некоторые сравнивают ваш новый альбом с Evanescence и The Gathering. Твои комментарии?

Эээ… (пауза) Возможно, между нами есть определенное сходство, в нашей музыке есть какие-то элементы, которые можно сравнить с этими двумя группами, но я уверен в том, что у Sirenia уже давно есть собственный стиль. Я играю эту музыку уже 12 лет, и это по-прежнему именно та музыка, которая мне нравится, и которую я хочу играть, но конечно же, если кто-то сравнивает нас с Evanescence, я вижу, что у нас действительно есть какие-то сходства. И тем не менее, я думаю, что мы достаточно сильно отличаемся.

Мортен, ты интересуешься нумерологией? На каждом из твоих дисков девять песен, к тому же, число «девять» присутствует в названиях первого и третьего дисков Sirenia…

(Смеется). Все задают мне этот вопрос! Но я решил не особенно распространяться на эту тему. Когда я пишу текст песни, я пытаюсь построить определенную конструкцию, которую я представляю на суд слушателя, и слушатель должен сам разобраться, о чем я веду речь. Если я потом сяду и подробно объясню, что именно я имел в виду в своих текстах, для меня это будет означать разрушение всего того, что я так кропотливо строил. Лучше уж я оставлю все как есть, а слушатели пусть сами разбираются.

Окей, но ты пишешь о своей жизни и своих чувствах, или же ты черпаешь вдохновение в книгах и фильмах?

На написание музыки и текстов меня могут вдохновить многие вещи, так что если я прочитаю хорошую книгу или посмотрю хороший фильм, они также могут послужить источниками вдохновения. Точно так же, если я услышу хорошую музыку, которая вызовет у меня определенное настроение, я также могу испытать вдохновение. Но чаще всего источниками вдохновения служит то, что я вижу вокруг себя, то, что происходит в моей повседневной жизни, и те впечатления, которые я получаю в течение дня.

Кто твой любимый автор текстов? Ты наверняка назовешь Леонарда Коэна (Sirenia записывали кавер его композиции “First We Take Manhattan” – прим. авт.), но ведь наверняка были и другие авторы, которые на тебя повлияли?

(Смеется). Да, Леонард Коэн, на мой взгляд, пишет великие тексты. Очень хорошие тексты у Ника Кейва. Не могу не упомянуть Эдгара Алана По, он стал для меня очень сильным источником вдохновения, особенно когда я только начинал музыкальную карьеру. Кроме того, поначалу я очень увлекался английской готик-роковой сценой, такими группами, как Sisters Of Mercy и Fields Of The Nephilim.

Теперь давай перейдем к обсуждению обложки альбома. Почему вы отказались от услуг Йоахима Лютке и предпочли работать с Энтони Кларксоном?

Мы практически каждый раз работаем с новым художником. Правда, Йоахим сделал для нас две обложки – для “An Elixir For Existence” (2004) и для мини-альбома (“Sirenian Shores”, 2005). Тем не менее, в этот раз лейбл предложил поработать с этим американцем по имени Энтони Кларксон, а я всегда открыт для экспериментов и чего-то нового. Он прислал мне несколько своих предыдущих работ, и они показались мне очень профессиональными. Затем он прислал нам набросок обложки для альбома “Nine Destinies…”, и он нам сразу же понравился. Обычно создание обложки занимает кучу времени - художник предлагает идею, а группа говорит ему: «Вот это нам нравится, но ты не мог бы поменять вот это и вот то?» Начинается обмен набросками и предложениями, и так продолжается до тех пор, пока все не будут довольны. Но в этот раз с Энтони все прошло очень быстро, он предложил идею, которая нам сразу понравилась, потому что она прекрасно подходила к названию альбома и его музыкальной концепции. Возможно, мы будем работать с Энтони и в будущем.

Хорошо, в чем же заключается связь между обложкой и концепцией, или же это тоже предлагается решать слушателю?

(Смеется). Да, здесь действует тот же принцип. Он применим и к названию альбома – мне было нужно такое название, которое было бы притягательным и загадочным, для понимания которого людям пришлось бы напрягать мозги. Когда мы послали материал Энтони, он сначала прослушал все песни и прочел все тексты, а потом он попытался создать обложку, которая бы отображала все услышанное и прочитанное. Мне кажется, у него прекрасно получилось, он изложил мне свои мысли по поводу того, что выражает обложка, и они оказались очень близки к тому, что я думал сам. Нам очень понравилась идея, и мы решили ее использовать.

Поскольку в названии альбома ты упоминаешь судьбу, скажи, ты сам веришь в судьбу и предопределенность?

Нет, я не считаю, что судьба человека предопределена, наоборот, каждый человек сам создает свою судьбу.

Мортен, ты играешь на множестве инструментов, и ты весьма разноплановый вокалист. Ты когда-нибудь учился музыке?

Нет, единственное музыкальное образование в моей жизни – это несколько уроков игры на гитаре, полученных в молодости. Они продолжались недолго, потому что мой учитель хотел, чтобы я играл музыку, которая меня не интересовала.

А что это за музыка?

Блюз. С него было интересно начинать, но после того, как ты пару месяцев играешь исключительно блюз… Это не то, чем я бы хотел заниматься до конца своих дней. Так что я просто решил бросить уроки, и все остальное, что я знаю о музыке, я постиг сам.

На сцене состав Sirenia состоит из четырех человек, однако, в студии ты записываешь практически все инструменты самостоятельно. Почему?

Лично я считаю, что когда ты создаешь музыку, необходимо очень сильно концентрироваться. Сочинение – это особенный процесс, и могу настроиться на него, только когда я совершенно один, когда я могу отключиться от окружающих событий и сконцентрироваться на музыке на 100 процентов. Именно в такие моменты ко мне приходят лучшие идеи. Придумывать риффы, сидя в одной комнате с кучей людей, мне очень сложно, потому что я не могу сконцентрироваться и не могу настроиться на творчество. Для меня лучший способ сочинения – в одиночестве, ну а поскольку я научился играть на многих инструментах, мне кажется совершенно естественным играть в студии тот материал, который я сочинил, а не тратить время на объяснение другим музыкантам их партий.

У тебя есть собственная студия, однако большая часть партий для нового альбома была записана в других местах. Тебе нужен взгляд на твой материал со стороны, или же есть какая-то другая причина?

Возможности моей студии несколько ограничены, например, мы не можем там записывать живые барабаны. Конечно, я постоянно расширяю студию, но все равно многие партии могут быть записаны так, как я хочу, только если работать над ними в больших студиях. Поэтому если я не могу что-то записать на должном уровне у себя, мне приходится обращаться в другие места.

Работа в студии – это удовольствие или же тяжелая работа?

(Пауза). Это процесс, который мне очень нравится. Начать с нуля и целиком сделать альбом, найти свое место для всех частей головоломки… Я получаю от этого массу удовольствия, но в то же время, приходится тяжело работать. Я перфекционист, я никогда не останавливаюсь, пока не добьюсь того, чего хочу. Иногда мы можем работать целый день над одним маленьким риффом или над тем, чтобы в данном месте был нужный мне звук. Мы работаем и работаем до тех пор, пока не останемся довольны. Приходится тяжело, но мне нравится такая работа.

У тебя есть еще какая-то основная работа?

Последние 12 месяцев я живу исключительно на доходы от музыки. Но у меня есть студия, в которой я занимаюсь различными проектами, а в Норвегии, если ты занимаешься малым бизнесом, существует возможность получить дотацию у государства. Благодаря этой дотации я могу полностью сконцентрироваться на музыке.

Ты говорил, что пишешь гораздо больше материала, чем используешь на альбомах Sirenia. Значит ли это, что однажды ты создашь еще один проект, в котором будешь играть совсем другую музыку?

Вполне возможно. Я очень креативный человек, я пишу много музыки, и не вся она вписывается в концепцию Sirenia. Но я приберегаю идеи на будущее, потому что многие из них очень хороши и заслуживают того, чтобы когда-нибудь увидеть свет. Уверен, что однажды это произойдет, но сейчас я отдаю все время Sirenia, это мой приоритет.

Кстати, ты считаешь Sirenia своим сольным проектом или же полноценной группой?

Я считаю Sirenia группой. Да, я пишу всю музыку, и когда мы идем в студию, все песни уже готовы, но когда я показываю партии барабанов Джонатану Пересу, он их слушает и на записи играет по-своему. И результат несет на себе отпечаток стиля именно Джонатана, а не только меня. То же самое можно сказать про Монику, она тоже интерпретирует мои песни по-своему и вкладывает в них собственный голос и душу. Так что все участники вносят свой вклад.

Вы почти два года не играли на сцене, да и расписание концертов на этот год не отличается особой активностью. Почему вы в последнее время так сильно сократили живые выступления?

Тому есть множество причин. Во-первых, у нас истек контракт с Napalm Records, и нам нужно было найти новый лейбл, а это заняло достаточно много времени. Затем у нас произошли перемены состава, потребовалось искать нового гитариста, да и наша старая вокалистка решила уйти из группы. На поиски нужных людей опять-таки ушло немало времени. А когда состав был укомплектован, мы решили на 100 процентов сконцентрироваться на новом альбоме, закончить все связанные с ним дела. Сейчас мы снова готовы к концертам, сегодня у нас презентация диска, уже запланированы несколько фестивалей, а с еще рядом ведутся переговоры. Наш лейбл работает над тем, чтобы организовать нам туры по Европе и Америке в 2007 году. Мы хотим изменить сложившееся положение дел и снова активно выступать.

Вы как-то меняете старый материал на концертах? У вас ведь наполовину новый состав…

Нет. Мне кажется, что песни остались прежними, изменилась только вокалистка. Намеренно мы ничего не меняем.

И сколько старых песен входят в ваш сет-лист?

Конечно, мы играем много материала с нового альбома, но от старых песен мы не отказываемся, сейчас их соотношение примерно 50 на 50.

Вы когда-нибудь играете на концертах песни Tristania? В конце концов, это весьма значительная часть твоей карьеры…

Нет, не играем. Они создавались с другой группой, и мне не кажется правильным играть их с новыми людьми?

А ты поддерживаешь какие-либо отношения с ребятами из Tristania?

Мы иногда видимся, но сейчас это происходит очень редко. Я очень занят своими делами, а они своими. Но когда это все-таки случается, мы очень хорошо общаемся.

Еще до создания Tristania ты играл в группе под названием Uzi Suicide. Вы тогда были фэнами Guns N’Roses (на первом EP Guns N’Roses стоял логотип лейбла Uzi Suicide – прим. авт.)?

Да, так оно и было. (Смеется). Uzi Suicide была нашей первой группой, мы тогда не особенно серьезно к ней относились, просто играли вместе и получали массу удовольствия – мы ведь делали именно то, что нам нравилось. Конечно, когда мы решили, что хотим заняться музыкой более серьезно, мы поменяли название группы.

А какую музыку вы тогда играли? Глэм-рок?

Да, что-то типа рок-н-ролла. Мы вдохновлялись творчеством Guns N’Roses, ранними записями Metallica, Motley Crue, WASP и другими подобными группами.

Знаешь, многие считают, что в начале 90-х в Норвегии все играли только блэк-метал, а то, что вы тогда делали, не имело с блэком ничего общего.

Да, все правильно. Норвегия лучше всего известна именно как родина блэковых коллективов, а готик-металлическая сцена тогда была достаточно скромной. Тем не менее, в Норвегии существуют группы, которые стали частью этой сцены с самого начала. Собственно говоря, они были в числе ее основателей.

Tristania и Sirenia – норвежские группы, но ваши диски издавались на лейбле Napalm, который базируется в Австрии. Не возникало ли проблем в связи с географической отдаленностью лейбла?

В Норвегии просто нет серьезных лейблов, специализирующихся на металлической музыке, по крайней мере, я про такие не знаю. Слышал, что сейчас возникают какое-то лейблы, но у них пока нет опыта работы в этом бизнесе. Поэтому мы и подписались на австрийский лейбл, и нас он вполне устраивал, потому что мы наиболее популярны в таких странах, как Германия, Австрия, Польша и в центральной Европе в целом. Так что если твой лейбл базируется поближе к твоему основному рынку, в этом нет ничего плохого.

Еще один вопрос о сайд-проектах – почему ты перестал выступать с группой Elusive? Альбом, который ты с ними записал, был встречен прессой очень благожелательно…

Да мне и самому этот диск (“Destination Zero”, 2001) нравится. Но я занимался этой группой исключительно потому, что хотел чем-то занять свободное время. Когда у меня была возможность, я с ними играл, они мои хорошие друзья, так что я занимался этим только ради удовольствия. Но Sirenia начала отнимать у меня все больше и больше времени, а Sirenia – мой главный приоритет, так что я решил, что не могу больше работать c Elusive.

Вы сняли два клипа для нового альбома, причем съемки проходили в Сербии и Черногории. Почему вы выбрали столь экзотическое место съемок? Ты не мог бы поподробнее рассказать об этой поездке?

(Смеется). Нам все очень понравилось! Мы никогда раньше не были в Сербии и Черногории, так что всем нам было очень интересно, как пройдет поездка. Но она прошла просто отлично, нас встретили очень приятные и открытые люди. Видеоклипы снимались в Белграде, а это очень красивый город, его стоит посмотреть?

А снять полноформатный DVD вы пока не планируете?

Мы думаем об этом. Хотелось бы снять концертный DVD, но сейчас еще слишком рано. Может быть, после выхода следующего альбома мы сочтем, что время пришло.

Мы уже обсудили Россию, Сербию и гастроли в целом. А теперь ты не мог бы рассказать нам о своей стране и о том городе, в котором ты живешь? Тебе нравится жить в Норвегии, или ты бы выбрал другое место жительства, если бы появилась такая возможность?

Мне очень нравится в Норвегии, я там родился и живу всю жизнь. Это мой дом. Я живу в районе Ставангера, не в самом городе, а в его окрестностях, так что это очень тихое и спокойное место. Совсем рядом от меня находятся море, высокие горы и леса, одним словом, природа там просто восхитительна. Отличное место для жизни.

Что ж, пришло время для последнего вопроса. Каков твой собственный эликсир жизни? Что делает твою жизнь счастливой?

(Смеется). Масса вещей. Моя девушка, музыка, друзья, семья… ну и хорошее пиво! (Дружный смех).

Окей, тогда еще один вопрос – каков твой любимый сорт пива?

Классных сортов очень много, но самый лучший – это, пожалуй, бельгийское пиво “Jupiler”.

Официальный сайт Sirenia: http://www.sirenia.no

Выражаем благодарность Алексею “KIDd” Кузовлеву (Irond Records) за организацию этого интервью.

Вопросы задавали Роман “Maniac” Патрашов, Дмитрий “Ward” Куликов
Перевод с английского – Роман “Maniac” Патрашов
24 февраля 2007 г.
(с) HeadBanger.ru

eXTReMe Tracker